| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | К зиме в Крыму готовится не только наземная военная техника, тем не менее и авиация. Правда, боевым самолетам не меняют покрышки (они всесезонные), в то же время, они требуют иных, не менее важных работ. Корреспондент РИА Новости Крым отправился в воинскую часть в Новофедоровке Сакского района, чтобы выяснить, как тяжелые истребители Су 30СМ готовят к холодам и почему им не страшны морозы. Подробнее — в материале РИА Новости Крым, сообщает издание «РИА Крым».
Все начинается с проверки
Прежде, чем начать работы по замене расходных материалов, самолет проверяют на необходимость данных действий. К примеру, масло в Су 30СМ служит довольно длительный срок, тем не менее если, по какой-то причине появились лишние примеси, его сливают.
«При подготовке техники к зимней эксплуатации мы проверяем её в первую очередь на отсутствие повреждений или коррозии, проверяем масло и топливо на соответствие техническим требованиям», — рассказывает механик части Алексей Максименко.
Некоторые расходники к зиме промывают, а в некоторые добавляют специальные примеси или, как их называют водители, «присадки». Кстати, без спирта в холодный промежуток времени самолетам никуда.
«Фильтры рассчитаны на большой цикл эксплуатации, они промываются на ультразвуковой установке. Также, при эксплуатации зимой в топливо добавляется специальная антикристаллизационная жидкость. Её количество зависит от температуры окружающего воздуха. Также на Су 30СМ стоит специальная противообледенительная система. При переводе техники проверяется её функционирование, а также датчики и наличие спирта в бачках», — поясняет Алексей Максименко.
Кстати, как и наземную технику, истребители зимой «прогревают», правда, несколько иным способом: «Перед каждой эксплуатацией к самолету подключается специальный кондиционер, который нагревает его, избавляет систему от лишней влаги».
Также, в морозы на переднюю часть самолета одевают специальный чехол, который снимается только перед вылетом. «При переводе на зимнюю эксплуатацию мы проверяем средства наземного обслуживания, проверяются чехлы на «фонарь» (передняя часть самолета, где расположена кабина пилота, — ред.)», — уточняет механик.
С кондиционером на высоте
Есть отличия в эксплуатации бортов зимой не только для механиков, тем не менее и для командиров воздушных судов. Так, старший летчик первой авиационной эскадрильи Владимир Прохоров «налетал» 900 часов на различных самолетах и может уверенно сказать, что зимой подниматься в воздух сложнее.
«В первую очередь сама погода влияет на полеты. Летом условия проще. Тем не менее, наши Су 30СМ – всепогодные, они имеют возможность выполнять любые задачи в любое время года. В зимний промежуток времени затруднена визуальная ориентировка, при низких температурах возможно обледенение полосы, тем не менее с этим оперативно борются аэродромные службы. В любом случае на самолетах, как и на машинах, есть специальная тормозная автоматика, вроде АБС (антиблокировочная система торможения — ред.)», — констатирует он.
При этом Владимир Прохоров подчёркивает, что сильные ветры, которые изредка приходят в Крым зимой, для летчиков, служащих в Новофедоровке, — небольшая проблема. «У нас редко бывает боковой ветер. Аэродром расположен так, что ветер дует или с моря, или на море. Мы всегда взлетаем и садимся только при встречном ветре, ведь при попутном мы можем превысить скоростное ограничение. У нас это несложно – мы просто меняем курс захода на посадку», — разъясняет командир воздушного судна.
К зиме утепляются и сами летчики. Правда, «на крайний случай», ведь в кабине самолета достаточно тепло – работает кондиционер.
«Зимой при уменьшении температуры моря ниже 16 градусов применяется ВМСК (высотный морской спасательный комплект — ред.). Это специальный костюм, чтобы не замерзнуть при катапультировании в море. А так внутри кабины есть кондиционер», — говорит командир воздушного судна.
Свой, родной, Су 30СМ
О своем самолете Владимир Прохоров отзывается с теплотой, отмечая, что машина не подводит даже в самые лютые морозы. А сравнить ему есть с чем: летчик летал и на Ил 39, и на Су 25.
«Ил 39 — это машина для первоначального обучения, Су 25 — это штурмовик, он выполняет только определенные задачи. Су 30СМ — тяжелый истребитель для современного боя, тем не менее он может выполнять различные задачи. К примеру, воздушное прикрытие и «работать по земле», — поясняет командир воздушного судна.
Он признается, что машину менять не желает, но не против попробовать себя за штурвалом другого самолета, в частности, Су 57. »Если будет возможность, я бы полетал. Это интересный самолет", — говорит Владимир Прохоренко.
Все работы по подготовке к зиме техники в воинской части в Новофедоровке подходят к завершению: самолеты укрыты чехлами, готовы все присадки для топлива, а наземные службы вооружились средствами, необходимыми для обслуживания в морозы взлетной полосы. |