В годы Великой Отечественной войны Керчь стала местом жестоких сражений советских войск с немецкими оккупантами. Город был одним из первых, попавших под удар в начале войны, через него четырежды проходила линия фронта. Даже сейчас, спустя 73 года после окончания Второй мировой, в округе города-героя продолжают делать поражающие находки – символы самоотверженных сражений советских граждан за родную землю, передаёт «Крымская газета».
Конец сезона
Один из основных символов Керчи – Аджимушкайские каменоломни. Кроме того что здесь в память о героическом подвиге открыт музей, в каменоломнях ежегодно работают поисковые экспедиции. В этом году военно-археологическая экспедиция «Аджимушкай» завершила 46-й полевой сезон. Вот уже не первый год экспедиция проходит под эгидой Минобороны России и финансируется фондом президентских грантов. Поучаствовать в экспедиции приезжают члены и прочих поисковых движений, и поисковые батальоны Минобороны России. В этом году поисковики работали в южной части Центральных каменоломен на завале Янгуразова, кроме того в районе Бутовского входа.
Под ногами
Низовки – это незначительные углубления в подошве выработок, появившиеся во время добычи камня. Глубина их небольшая – метра полтора, изредка – три-четыре. Они привлекают особое внимание поисковиков, поскольку многие из них использовались как братские могилы. А вот в низовках под завалом «Политотдел» сваливали или уничтожали документы отделов и управлений штаба Крымского фронта. После их исследования в начале столетия были найдены уникальные документы. По этой причине раскапываются низовки поисковиками особенно тщательно. Их расчистка позволяет уточнить рассказы аджимушкайцев, обнаружить личные вещи защитников каменоломен.
Страницы летописи
Одни из крупных и удивительных находок в каменоломнях за прошлые годы – трактор и две полевые кухни. Работа на завале сложная. На пути поисковиков может встретиться огромная плита из дикого камня. Потребуется несколько дней, чтобы убрать её и продвигаться дальше. Потолок, рухнувший от взрыва, может преградить дорогу нагромождением пластов известняка, может и не рухнуть целиком, всё время угрожая обвалиться в любую минуту.
На завале Янгуразова в этом году поисковики наткнулись на автомобильный двигатель, который лежал в глубине. Как он попал сюда, неизвестно. Предполагают, что весной 1942 года данный участок использовался как автомастерская. Это разъясняет и прочие находки разных лет в этом районе – узлы, детали автомобилей и даже трактор. А вот брошенная винтовка системы Мосина – следы героической обороны. Участники экспедиции считают, что как бы трудоёмка ни была работа, она гарантирует результат. Пусть это не всегда множество находок, но это ещё и возможность сложить разные эпизоды в летопись подземного гарнизона.
Тайник или оборона?
На завале Янгуразова экспедиция работает четвёртый год. До этого шесть лет поисковики расчищали завал штаба второго батальона. Учитывая имеющиеся о нём сведения (его архив найден, хоть и не в полном объёме), возникает много вопросов. И пока нет документов, которые позволяют найти какие-или ответы. По этой причине их ищут «в поле». После того как в этом году были свёрнуты работы на завале Янгуразова, участники экспедиции продолжили трудиться на прилегающей зоне сплошных обрушений. Данный участок поисковики старались исследовать уже не первый раз – сделать это очень нелегко. Находка попалась в самом верху завала. Пока не известно, был ли это тайник, сделанный уже в послевоенное время, или же защитники подземного города использовали любую возможность оборонять каменоломни. Неподалёку друг от друга найдены два револьвера, две винтовки и кажущаяся здесь совершенно неуместной столовая ложка с надписью: «КОТ» и изображением обнажённой женской фигуры. Разумеется, кто-то из бойцов вполне мог иметь криминальное прошлое. Но пока нет никаких подтверждений, чтобы связать найденное оружие со вторым батальоном. Поисковикам предстоит немалая работа.
Имена из прошлого
В межсезонье поисковики военно-археологической экспедиции «Аджимушкай» (также на средства президентского гранта) провели не менее грандиозную и трудоёмкую работу – ими была проанализирована установленная за годы проведения экспедиции (она проходит с 1972 года) обширная база имён аджимушкайцев. На четверть этих имён собраны социодемографические данные благодаря работе с объединёнными архивами Минобороны страны. Это одна из основных задач экспедиции – установить имена и узнать судьбы воинов подземного города. На бойцов и командиров, некоторые из них считались пропавшими без вести, поисковики собрали полные данные. Кроме того, подчеркнули данные о бойцах, информация о которых ограничивалась отрывочными сведениями.
Возвращение домой
также, в прошлом году во время работы экспедиции на завале Янгуразова поисковики обнаружили останки и благодаря смертному медальону смогли установить имя красноармейца, а это большая редкость. Найденный солдат, Филипп Севастьянович Глебкин, уроженец Орловской области, числился пропавшим без вести. Последнее письмо к родным пришло от него в 1941-м. Теперь, спустя, казалось, целую вечность неведения, поисковики нашли его ныне живущих родственников. Останки воина с почестями перезахоронены.