В нашей стране не особенно любят термин «Вторая мировая война», считая, что это событие как-то за рамками отечественной истории. Вот есть у нас Великая Отечественная война, и никакой другой больше быть не может. На самом деле это неправильно, передаёт «Крымская газета».
Если быть точным, то Советский Союз участвовал в обеих. С июня 1941-го по май 1945-го – в Великой Отечественной войне, отбивая агрессию доброй половины европейских «друзей», которые теперь дружным хором стараются переложить на плечи России все свои грехи. А с 1 сентября 1939-го по 2 сентября 1945-го Советский Союз решал свои проблемы с не самыми порядочными соседями и добивал, выполняя союзный договор, японские войска на Дальнем Востоке и в Тихом океане в ходе Второй мировой войны.
Всё началось с Азии
Много споров вызывает точная дата начала Второй мировой войны, хотя на первый взгляд ответ на данный вопрос абсолютно ясен. Любой мало-мальски образованный европеец назовёт дату – 1 сентября 1939 года – день нападения гитлеровской Германии на Польшу. А более подготовленные пояснят: точнее, мировой война стала два дня спустя – 3 сентября, когда Великобритания и Франция, а также Австралия, Новая Зеландия и Индия объявили Германии войну.
Правда, сразу в боевых действиях они не участвовали, ведя так называемую странную войну. Для Западной Европы настоящая война началась только весной 1940 года, когда германские войска вторглись 9 апреля в Данию и Норвегию, а с 10 мая вермахт развернул наступление во Франции, Бельгии и Голландии.
США и СССР оставались вне войны, считая, что европейцы вцепились друг другу в глотки, решая застарелые проблемы, нерешённые окончанием Первой мировой войны (1914-1918 гг.). Отсюда «растут ноги» естественных сомнений в полной справедливости установленной западноевропейской историографией даты начала планетарной бойни.
К примеру, американцы, измеряющие мировую историю исключительно от момента создания своей страны и полагающие, что только они имеют право решать всё и за всех, считают, что война приобрела подлинно глобальный характер лишь после японского нападения на тихоокеанскую военно-морскую базу в Пёрл-Харборе и объявления в декабре 1941 года Вашингтоном войны Японии, а попутно Германии и фашистской Италии. Всё, что происходило до этого, включая тяжелейшие бои на Восточном фронте, за рамками их интересов. К сожалению, мы нередко ведёмся на это и не всегда можем дать квалифицированный ответ.
Думаю, что пример в этом случае требуется брать с китайских коллег, которые с каждым годом всё настойчивее отстаивают неправомерность принятого в Европе отсчёта мировой войны с 1 сентября 1939 года. И по мнению учёных и политиков, и по официальной позиции государственного руководства, началом Второй мировой
войны следует считать дату развязывания Японией полномасштабной войны в Китае – 7 июля 1937 года. Есть в Поднебесной и такие историки, кто полагает, что этой датой должно быть 18 сентября 1931 года – начало японского вторжения в северо-восточные провинции Китая, именовавшиеся тогда Маньчжурией.
Второстепенных быть не может
Наши передовые умы не считают китайский взгляд ошибкой и даже намекают на возможность его поддержки. К примеру, руководитель Фонда исторической перспективы, доктор исторических наук Наталья Нарочницкая высказалась вполне определённо: «По установившимся в исторической науке и в общественном сознании представлениям Вторая мировая война началась в Европе с нападения 1 сентября 1939 года на Польшу, после Великобритания первой из будущих держав-победительниц объявила войну фашистскому рейху. Но этому событию предшествовали масштабные военные столкновения в иных частях мира, которые безосновательно рассматриваются европоцентристской историографией как периферийные, а потому второстепенные».
А ведь и вправду, к 1 сентября 1939 года подлинно мировая война уже шла полным ходом в Азии. Китай, борясь с середины 30-х годов с японской агрессией, уже потерял двадцать миллионов жизней. В Азии и Европе страны «оси» – Германия, Италия и Япония – в течение нескольких лет предъявляли ультиматумы, вводили войска и перекраивали границы. Гитлер с попустительства западных демократий захватил Австрию и Чехословакию, Италия оккупировала Албанию и вела войну в Северной Африке, где погибли 200 тысяч абиссинцев. А Польша, любимое занятие которой изображать из себя «жертву всех», спокойно согласовала с фашистской Германией захват Тешинской области разорванной хищниками Чехословакии. И, кстати, как раз польские войска, в отличие от Красной армии, провели военный парад с вермахтом. Но по вполне понятной им, но совершенно несправедливой к нашей стране причине как раз эта историческая подлость выведена за временные рамки Второй мировой войны.
День, растянувшийся на шесть лет…
потому, что окончанием Второй мировой войны считается капитуляция Японии, война в Азии признаётся её частью, и хотя бы поэтому традиционная периодизация Второй мировой войны нуждается в переосмыслении. По масштабу передела мира и военных действий, по масштабу жертв агрессии Вторая мировая война началась именно в Азии, задолго до нападения Германии на Польшу, задолго до вступления в мировую войну западных держав.
И не на Западном фронте сокрушали фашистские войска. Хребет вермахта был сломан на Восточном фронте. А хребет Японии помогло сломать стойкое сопротивление китайской армии и народа Китая, который потерял во Второй мировой войне, только вдумайтесь в данные цифры, почти 35 миллионов человек. Наверное, европейская общественность недостаточно осведомлена о чудовищных преступлениях японских военных. Или делает вид, что не знает этого. Европейцам вообще очень нравится быть «белыми и пушистыми». Они ничего не желают знать о том, что делали их солдаты и солдаты их союзников до 1 сентября 1939 года.
А закончилась Вторая мировая война не в Берлине и даже не в Токио. Она закончилась 11 февраля 1945 года в Ялте, где прошла историческая конференция «большой тройки». В Крыму Сталин, Рузвельт и Черчилль подписали целый ряд соглашений, в числе которых было и решение о создании ООН, то есть политической конфигурации послевоенного мира.
Правда, как всегда бывает в таких ситуациях, наши тогдашние союзники не выполнили свои обязательства и из соратников по борьбе с нацистами за считанные недели превратились в откровенных врагов.