Курская битва, которая началась 5 июля 1943 г. и продолжалась до 23 августа 1943 г., вошла в мировую историю как величайшее танковое противостояние. Для нас она стала переломным центральным событием Великой Отечественной войны, пишет издание «Крымская газета».
Сначала – измотать
На данную операцию, названную «Цитадель», Гитлер возлагал огромные надежды. Ему нужна была победа для поднятия духа армии после череды неудач и закрепления временного успеха, которого вермахт сумел добиться под Харьковом. План разрабатывал Эрих Манштейн, фельдмаршальский жезл которому был вручён за взятие Крыма. Кстати, в легендарной драме режиссёра Юрия Озерова «Освобождение» на рукаве немецкого командующего можно увидеть его награду за данную операцию – так называемый «Крымский щит».
Зимой 1943 г. в перехваченной советской разведкой информации всё время упоминалось о «Цитадели». 12 апреля английской разведкой также был перехвачен проект летнего наступления, и информация незамедлительно была передана руководству СССР.
Планируя весенне-летнюю военную кампанию 1943 г., советское командование стояло перед сложным выбором: какой способ действий предпочесть – наступать или обороняться. В своих докладах о ситуации в районе Курской дуги генералы Георгий Константинович Жуков и Александр Михайлович Василевский предлагали измотать противника, а после чего перейти в контрнаступление. Ряд военачальников выступил против. Тем не менее Иосиф Виссарионович Сталин поддержал решение об обороне, опасаясь, что в результате нашего наступления гитлеровцы сумеют прорвать линию фронта. Окончательное решение было принято в конце мая – первой декаде июня.
От взятых в плен немецких сапёров командованию Красной армии стало известно о точном времени начала наступления. Для снижения эффекта первого удара была проведена контрартподготовка. Но немцы, хоть и с опозданием, начали двигаться 5 июля в направлении Ольховатки и Малоархангельска, стремясь прорваться к Курску.
Шесть дней «Цитадели»
Основу Красной армии составили средние танки Т 34 (около 70 процентов), тяжёлые КВ 1С, КВ 1, лёгкий Т 70, артиллерийские самоходные установки СУ 152, которые получили прозвище «Зверобой», а также СУ 76, СУ 85. Им противостояли новейшие немецкие Pz.V «Пантера» и Pz.VI «Тигр», которые поддерживались САУ «Элефант». Но их дебют оказался неудачным.
Путь врагу перекрыли войска трёх советских фронтов: Воронежского (командующий – генерал армии Николай Фёдорович Ватутин), Центрального (генерал армии Константин Константинович Рокосовский) и Степного (генерал армии Иван Степанович Конев).
Получив отпор на Ольховатке, гитлеровцы попробовали прорваться к Понырям. Но и здесь очень скоро завязли в хитросплетениях заранее подготовленной обороны Красной армии. С 11 июля ожесточённое сражение шло под Прохоровкой. Именно там произошёл перелом. 12 июля стал поворотным днём битвы.
Здесь немцы ввели в бой всё лучшее, что у них было тогда – танковые дивизии «Адольф Гитлер», «Великая Германия» и «Райх». Но и советские солдаты были другие, прошедшие школу тяжёлых оборонительных боёв 1941-1942 гг., сдавшие суровый экзамен под Сталинградом и готовые к наступлению.
В грандиозной танковой схватке, развернувшейся на огромном пространстве в десятки километров по фронту и в глубину, действовали с обеих сторон более 1200 бронированных машин. Порыв немцев остыл к концу дня, движение корпуса СС было приостановлено, а их войска начали переходить к обороне.
В ходе битвы под Прохоровкой, согласно советским данным, 11-12 июля немецкая армия утратила более 3500 человек и 400 танков. Немцы оценили потери советской армии в 244 танка. Всего шесть дней длилась операция «Цитадель», где немцы старались наступать.
События Курской битвы своим успехом обязаны и эффективной работе советской контрразведки. Её органы – Смерш – были образованы в апреле 1943 г. – за три месяца до начала исторического сражения. Смершевцы не только надёжно защищали части и соединения Красной армии от вражеских агентов и диверсантов, но и добывали ценную информацию, которая использовалась командованием.
С 13-14 июля немецкая армия окончательно перешла к обороне. Красная армия атаковала, тесня противника. К исходу 14 июля линия фронта отодвинулась обратно на глубину до 25 км. Потрепав немцев, 18 июля советская армия начала наступление с целью разгрома Харьковско-Белгородской группировки немцев. Фронт наступления превышал 600 км. 23 июля были достигнуты бывшие исходные рубежи врага, занимаемые им до наступления.
Белгород, Орёл, Харьков…
К 3 августа советское командование сосредоточило на участках прорыва 50 стрелковых дивизий, 2,4 тыс. танков, более 12 тыс. орудий. 5 августа в 18 часов от немцев был освобождён Белгород. Началось сражение за Орёл, и уже 6 августа его освободили. 10 августа бойцы Красной армии перерезали дорогу Харьков – Полтава в ходе начавшейся наступательной Белгородско-Харьковской операции. 11 августа немцы атаковали в окрестностях Богодухова.
В этих боях принял участие 19-й танковый корпус, который менее чем через год с боями пройдёт по крымской земле и памятник танкистам которого будет установлен в центре Симферополя. Он вёл бои на северном фасе Курской дуги и в Орловской стратегической наступательной операции (операция «Кутузов» 12 июля –18 августа).
23-летний лейтенант Леонид Падуков, которому ещё только предстоит на своём Т 34 в апреле 1944 г. проехать по улицам освобождённой столицы Крыма, в эти июльские дни думал о другом: как выжить и победить. Его 202-я танковая бригада (кстати, как раз её танк стоит в Симфепрополе на постаменте) выстояла и приказ выполнила. Он вспоминал: «…В ходе боя в окрестностях села Тёплого прямым попаданием снаряда заклинило ведущее колесо правого борта одного из атакующих танков «Тигр». Экипаж бросил по сути исправный новейший танк. Командир корпуса генерал Васильев поставил командиру 202-й танковой бригады подполковнику Лебедеву задачу вытащить этот танк в расположение наших
войск. Возглавил операцию адъютант, старший 172-го батальона капитан Чалов. Проблема была в том, что в батальоне к ночи могли подготовить только один боеготовый танк. Пришлось комбригу отдать свой командирский танк с экипажем. Быстро создали группу из двух танков отделения разведчиков, сапёров и автоматчиков. В ночное время двинулись к «Тигру». Артиллерия вела беспокоящий огонь по немцам, чтобы скрыть лязг гусениц «тридцатьчетвёрок». Подошли к танку. Коробка стояла на низкой передаче. Попытки переключить её не удались. Подцепили танк тросами, но они лопнули. Рёв танковых двигателей на полных оборотах разбудил немцев. Они поняли, что их подбитый танк пробуют захватить. Мы накинули на крюки четыре троса и потихоньку двумя танками потащили «Тигр» к нашим позициям. С трудом, но вытащили танк к своим. За данную операцию Чалов получил орден Отечественной войны I степени, а я по результатам боёв был награждён орденом Красной Звезды».
Тяжёлые бои длились до 14 августа. 17 августа советские войска подошли к Харькову, начав бои за его окраины. 23 августа завязался интенсивный штурм города. Как раз этот день считается днём освобождения Харькова и окончанием Курской битвы.
Больше – ни одной победы
Потери вермахта (по немецким оценкам) составили убитыми, ранеными и пленными до 130 тыс. чел. Потери боевой техники были не менее тяжёлыми: танки – 1500 шт.; самолёты – 1696 шт. Согласно советским сведениям, с 5 июля по 5 сентября 1943 г. было уничтожено и ранено более 420 тыс. немцев. В плену оказались 38,6 тыс. чел.
Раздражённый Гитлер вину за провал в Курской битве возложил на генералов, заменив некоторых из них на, как ему казалось, более способных. Тем не менее в дальнейшем все попытки наступлений 1944 г. и операция на Балатоне в начале 1945 также потерпели неудачу.
Курская битва до сих пор является одним из крупнейших сражений Второй мировой войны. С обеих сторон в ней участвовало около 4 млн. человек. По данным Генштаба Красной армии, только в ходе наступления с 12 июля по 23 августа было разгромлено 35 немецких дивизий, среди них 22 пехотные, 11 танковых и две моторизованные. Остальные 42 дивизии понесли тяжёлые потери и в значительной степени потеряли боеспособность. В битве под Курском немецкое командование использовало 20 танковых и моторизованных дивизий из 26, имевшихся в то время на Восточном фронте. После Курска 13 из них оказались целиком разгромленными.
В результате разгрома значительных сил вермахта на советско-германском фронте создались более выгодные условия для развёртывания действий американо-английских войск в Италии, было положено начало распаду фашистского блока – потерпел крах режим Муссолини, Италия вышла из войны на стороне Германии. Под действием побед Красной армии возросли масштабы движения Сопротивления в оккупированных немецкими войсками странах, укрепился авторитет СССР как ведущей силы антигитлеровской коалиции.
После поражения на Курской дуге гитлеровцы не одержали в этой войне ни одной победы. Июль и август 1943 года стал роковым для Гитлера, потому как начался обратный отсчёт в войне – Красная армия уверенно шла к победе.