Об этом сообщило издание «Крымское Эхо».
Но ТОТ НЕ ПОНЯЛ, В ЧЕМ ШУТКА ЮМОРА
До сих пор западные журналисты считают своих российских коллег, как бы это помягче сказать, второго сорта, что ли… Ну как же: только вышли из тоталитарного Советского Союза, не успели оглянуться, опять в тоталитаризм попали, уже в современную Россию. Никакого понятия о журналистских стандартах, настоящей свободе слова, умении не сгибаться перед авторитетами… Какие они, эти стандарты западной журналистики, следующий раз продемонстрировал Армин Вольф.
Рутинное задание редакции общественного австрийского телевидения ORF — взять интервью у российского президента, который собрался приехать в Вену по приглашению тамошних властей. Так делают на практике всегда перед серьезными знаковыми визитами. И тогда у первых лиц, которые пакуют чемоданы, спрашивают, что они думают о сотрудничестве двух стран, об общих направлениях во внешней политике, наконец, о торговом обороте, если уж о культуре речь не зашла.
Это интервью обнажило все комплексы европейского обывателя, если, разумеется, журналиста Вольфа таковым можно считать. Ни слова о своей родной Австрии в рамках сотрудничества двух стран. Название страны не сходило с уст Владимира Путина, а журналисту, казалось, вовсе неинтересно, зачем же российский президент едет к ним в гости.
В то же время, мы увидели полный набор банальных утверждений, коими эти самые журналисты и засорили голову европейцам. Ну как так можно идти на интервью столь высокого уровня совершенно неподготовленным, не зная развитие ситуации по тем темам, которые собираешься затронуть, не подняв историю уже давно обглоданных и выплюнутых тем!
Видимо, в своих глазах Вольф представляется себе этаким смельчаком, который не побоялся сунуть руку в пасть тигра, а потом не только её вынул неповрежденной, но и рассчитывает на увеличение как минимум гонорара за свой смелый поступок!
Кстати, бонус он уже получил, даже не доехав до Вены — его коллеги уже опросили: что его удивил-поразило в общении с Путиным? И вот его ответ, который тиснули уже несколько СМИ: «Акула пера» назвал российского президента непростым и искусным собеседником. Иностранный журналист снял о Владимире Путине множество репортажей. Он прокомментировал свою личную встречу с российским лидером и сказал, что его ожидания оправдались по поводу внешности Путина ( как можно, кстати, снять «множество репортажей» и не знать, какая у человека внешность? Остается предположить, что это были не «репортажи», что предполагает присутствие журналиста на месте событий, а всего лишь упоминания в тексте. Меня, во всяком случае, так научили — Н.Г. ).
Но корреспондента поразил голос президента, который звучал очень тихо, в особенности перед интервью и после него. Журналист подчеркнул, что ему приходилось очень концентрироваться в ходе всего интервью, потому как обычно звонкий голос Путина в данный раз звучал тихо. Такой тембр речи могущественного человека поразил журналиста.
Также Армин Вольф заявил, что президент РФ – очень искусный собеседник и всегда хорошо подумает, прежде чем говорить. Со слов журналиста, Путин дает четкие и подробные ответы на практике на все, о чем его спрашиваешь, не любит, когда перебивают и изредка ехидничает».
Так и представляешь себе Путина, который «хорошо думает, прежде чем говорить» смелому корреспонденту правду-матку. Хорошо, что есть видеозапись, где точно можно увидеть, что общение со стороны ВВП шло без всяких задержек.
В то же время, Вольф показал себя во всей красе — вплоть до того, что обычно сдержанному Путину пришлось уговаривать того притормозить. Приходится задавать вопрос нам: ты приехал слушать или «выступать на фоне»? скорее второе, чем первое.
Чтобы вам, уважаемый читатель, не пришлось перелопачивать это наиболее интересное интервью, мы коротко перескажем главные темы. Итак, Вольф подчёркивает, что «это первый визит» после президентских выборов Владимира Путина, и он «ведет в Австрию». Нет, вопрос не о партнерстве двух стран, он куда более, на его взгляд, острый: «Это своего рода поощрение за благожелательную политику в отношении России со стороны австрийского правительства, которое выступает против новых санкций ЕС и не выслало российских дипломатов из-за «дела Скрипаля»?
Ответы президента пересказывать, разумеется, не будем: в отличие от австрийского журналиста, мы в курсе того, что и как думает наш лидер и про «поощрение», и про Скрипалей.
Идем дальше. О, кажется, начинается «экономический вопрос»: «Частично российское правительство поддерживает хорошие отношения с некоторыми членами австрийского правительства...» Не радуйтесь: дальше идёт выверт, которому требуется поучиться нам, забитым тоталитаризмом работникам пера и микрофона: «В 2016 году «Единая Россия» заключила соглашение о партнёрстве со Свободной партией Австрии. Почему именно с ней?». Так это про экономику или про партию? Так Путин же беспартийный! Медведева бы спрашивали…
но Вольф гнет свое: «Многие наблюдатели полагают, что российское руководство через партию «Единая Россия» хотело бы поддерживать связи с националистическими партиями, так как они желают разделить Европейский союз. Откуда берутся эти тесные связи между российским руководством и критически настроенными к Европейскому союзу партиями?»
Разделить, это вы серьезно? И потом искать связи со всеми этими разлетевшимися кусочками? Г-н Вольф, вы откуда на нашу голову свалились?
Дальше, разумеется, пошла тема хакеров, фабрики троллей ресторатора Пригожина… Тут Путин буквально издевается над Вольфом, но тот явно не понимает всей издевки: «Но теперь я хочу у вас спросить: вы и вправду думаете, что человек, который занимается ресторанным бизнесом, имея даже какие-то хакерские возможности, имея какую-то частную фирму в этой сфере – я даже не знаю, чем он занимается, – с этих позиций может повлиять на выборы в Соединённых Штатах или в какой-то европейской стране? Как же низко пало всё, что происходит в информационной и политической сфере в странах объединённого Запада, если ресторатор из России может повлиять на выборы в какой-то из европейских стран или в Соединённых Штатах! Это не смешно?»
Нет, западному журналисту не смешно. Он даже рискует обвинять российского президента … во лжи: «Господин Президент, наверное, это хорошо или плохо, но это неправда. Господин Пригожин занимается не только ресторанами, у него много фирм, которые заключили договоры с Министерством обороны и получают много госзаказов, миллионы долларов он тратит на фабрику троллей, чтобы они производили эти посты. Зачем это требуется ресторатору?»
Мы тему закрываем, хотя Вольф на ней ещё долго топтался и никак не мог поверить, что государство к бизнесмену Пригожину не имеет никакого отношения. Ну, точно так же, как США не имеют никакого отношения к Соросу, например.
Кстати, о США. Европа подчеркнула, что Дональд Трамп никак не может (читалось: не желает) встретиться с российским коллегой… Думаю, этого ответа Вольф не ждал: «Что касается личных встреч, то, на мой взгляд, они, эти вероятные встречи, в значительной степени зависят от внутриполитических раскладов самих Соединённых Штатов».
Темы, касающиеся Северной Кореи и Сирии, также поданы в подобном ключе, останавливаться на них не будем — мы отлично знаем позицию своего президента. А вот Украина Вольфа интересовала исключительно через призму сбитого рейса MH17. Разумеется, виновата Россия, ну признайтесь же, дайте эксклюзив мне, такому смелому парню!.. Нет, ни его, ни потребителей его «репортажей» никак не интересует, что Порошенко с командой уже четыре года убивает мирных жителей — их даже не страшит, что снаряды большого калибра взрываются, считай, в самом центре Европы!
В то же время, Вольф выучил название ракеты «Бук», чем явно гордится — но вот не успел ухватить, что малазийцы на самом высоком уровне уже заявили о непричастности России к этой трагедии. Услышать правильный ответ из уст того, кого ты интервьюируешь — для российских журналистов это позор, это признание твоей профессиональной ошибки. Но в Австрии, видимо, свои стандарты… И, очевидно, слова Путина: «Если вы наберётесь терпения и дослушаете меня, то вы узнаете мою точку зрения по этому вопросу, хорошо?» — будут теперь составлять предмет гордости Вольфа до самых последних его дней. Как же, он довел до белого каления (хотя на самом деле не довел) самого Путина!..
Были ещё вопросы о внутренней жизни России, об Украине как нейтральной стране, о «слишком долгом» сроке правления Путина, об авторитаризме — в целом, полный «джентльменский набор» городского сумасшедшего, получающего информацию исключительно на базаре; для нас это совсем не интересно.
Ниже мы даем полную цитату того, как уже пятый год Европу мучает «крымский вопрос». То есть все прошедшие четыре года и два месяца журналисту на телевидении, ведущему важнейшие политические и внешнеполитические темы, не хватило, чтобы разобраться в теме хоть на каком-то уровне, чуть повыше, чем городские слухи.
И с таким уровнем он заваливается (простите, это он меня вынудил взять слово ниже уровнем) к главе государства — спасибо, хоть не в шортах — и начинает опускать его до понимания городского бомжа… (собственно, именно это чувство возмущения меня задело и заставило сесть за клавиатуру).
Ну а теперь — кусок стенограммы по теме, где любой крымчанин разбирается куда лучше рафинированного журналиста с Запада, сделавшего по теме «множество репортажей»…
«А.Вольф: Многие люди не верят в российские аргументы, так как много лет назад в Крыму вы говорили, что знаменитые «зелёные человечки», бойцы в зелёной униформе без опознавательных знаков, – это всё были местные силы самообороны. И через некоторое время вдруг обнаружилось, что это и вправду были российские солдаты. После этого вы много раз признавали, что это были представители российской армии, хотя до того вы отрицали. Почему вам верить в данный раз?
В.Путин: Вы упомянули про Крым. Знаете ли вы, что в середине 2000-х годов как раз в районе Крыма над Чёрным морем был сбит российский гражданский самолёт? Это сделала украинская армия в ходе учений. И первая реакция украинских официальных лиц заключалась в том, что Украина к этому не имеет никакого отношения. Был сбит гражданский самолёт, который летел рейсом из Израиля в Россию. Все погибли, естественно. Украина напрочь отрицала свою причастность к этому ужасному инциденту, но потом вынуждена была с этим согласиться. И почему мы должны сейчас верить украинским официальным лицам? Примите, пожалуйста, ответную шайбу на Ваш вопрос по Крыму.
А.Вольф: Я говорю не об украинских официальных лицах, я говорю о вас. Вы же в 2014 году множество раз говорили, что использовали Вооружённые Силы в Крыму, для того чтобы заблокировать вмешательство Украины. Позже вы и вправду признавали, что в Крыму была российская армия, а до этого вы это отрицали .
В.Путин: Там всегда находилась российская армия. Я хочу, понимаете, чтобы вы некоторые вещи не повторяли механически, а реально вникли в то, что там происходило. В Крыму всегда находилась российская армия. Там был наш воинский контингент.
Секунду, дайте мне сказать. Вы хотите всё время задавать вопросы или хотите слышать мои ответы?
И первое, что мы делали, когда начались события на Украине… А что за события такие? Я сейчас скажу – а вы скажете, да или нет. Это вооружённый антиконституционный переворот и захват власти. Да или нет? Вы можете мне сказать?
А.Вольф: Я не эксперт по украинской Конституции .
В.Путин: А здесь не следует быть специалистом по Украине, требуется быть просто специалистом по праву, по конституционному праву любой страны.
А.Вольф: но я не желал бы беседовать об украинской политике, скорее о российской политике. Давайте я сформулирую по-другому. Что должно произойти, чтобы Россия вернула Крым Украине?
В.Путин: Нет таких условий и быть не может.
Я вам сейчас скажу, почему. Вы меня перебили в следующий раз, а между прочим, если бы вы мне дали договорить, вы бы поняли, что имеется в виду. Я всё-таки сделаю это.
Когда на Украине произошёл антиконституционный вооружённый переворот, захват власти при помощи силы, наша армия находилась в Крыму на законных основаниях, по договору там находилась наша военная база. Первое, что мы сделали, – мы увеличили свой контингент для охраны наших Вооружённых Сил там, наших военных объектов, на которые, мы видели, уже готовятся различные покушения и посягательства. Вот с чего всё началось. Я уверенно вам говорил, что кроме этого там никого не было, но там были наши Вооружённые Силы по договору.
Дайте мне сказать, в конце концов. (Говорит по-немецки.) Seien Sie so nett, lassen Sie mich etwas sagen. [Будьте добры, позвольте мне сказать.]
А.Вольф: Мне настолько не хочется вас перебивать, но речь же идёт не о российском Черноморском флоте. Конечно же, он там был. Идёт речь о бойцах в униформе без опознавательных знаков. Вы сказали, что это крымчане, но это были не крымчане, это были российские военнослужащие.
В.Путин: Я сейчас скажу об этом, наберитесь терпения. У нас достаточно времени.
Наши военнослужащие всегда там находились. Я так и говорил: там наши военнослужащие были, они ни в чём не принимали участия. Но когда спираль антиконституционных действий на Украине начала закручиваться, когда люди в Крыму почувствовали себя в опасности, когда к ним уже поездами начали направлять националистов, начали блокировать автобусы и автомобильный транспорт, у людей появилось желание защититься. И первое, что пришло в голову, восстановить свои права, которые были получены в рамках самой Украины, когда Крым получил автономию. С этого на самом деле всё началось, начался процесс в самом парламенте по определению своей независимости от Украины.
Послушайте, это разве запрещено Уставом Организации Объединённых Наций? Нет. Там прямо прописано право наций на самоопределение.
В данный момент наши Вооружённые Силы, которые не превысили даже численного контингента, положенного по договору о нашей базе, что сделали? Они обеспечили проведение независимых свободных выборов – волеизъявления людей, проживавших в Крыму. Кстати говоря, решение о проведении этого референдума было принято крымским парламентом, который был избран в полном соответствии с Конституцией и законами Украины до всяких событий подобного рода. По этой причине ничего противозаконного…
Секундочку.
А.Вольф: Насколько я знаю, парламент не имел права принимать это решение. Но давайте продолжим нашу беседу. Аннексия Крыма – это был первый раз, когда страна в Европе аннексировала часть другой страны против её воли. Это и вправду воспринималось в качестве угрозы для ближайших стран, начиная от Польши, заканчивая Балтийскими государствами, потому как предполагалось, что меньшинства в этих странах также имеют возможность получить защиту от российских войск.
В.Путин: Вы знаете, если вам не нравятся мои ответы, то вы тогда не задавайте вопросов. Но если вы хотите получить моё мнение по тем вопросам, которые я задаю, то вам требуется всё-таки набраться терпения. Я должен договорить.
Итак, Крым получил независимость не в результате вторжения российских войск, а в результате волеизъявления крымчан на открытом референдуме.
Если вы говорите об аннексии, то разве проведение референдума народом, который проживает на этой территории, можно назвать аннексией? Тогда аннексией надо назвать и самоопределение Косово. Почему же вы не называете аннексией самоопределение Косово после вторжения туда войск НАТО? Вы же так не говорите. Вы говорите о праве косоваров на самоопределение. Косовары это сделали только решением парламента, а крымчане сделали это на референдуме, на который пришло свыше 90 процентов людей, проживающих в Крыму, и проголосовали за независимость, а после чего за присоединение к России, примерно столько же – около 90 процентов. Разве это не демократия? А что это тогда? И что тогда демократия?
А.Вольф: Господин Президент, референдум был всё-таки антиконституционным .
В.Путин: Почему?
А.Вольф: Это не соответствовало украинскому законодательству, украинской Конституции (но вы же, г-н журналист, только что сказали, что вы не знаток этих документов! — Н.Г.) . Это был не свободный референдум, так говорят западные наблюдатели. И то, что вы говорите о Косово: вы сами называли заявление о независимости Косово аморальным и нелегальным, до сих пор его не признали. Как так может быть?
В.Путин: Очень может быть, и я вам сейчас скажу почему. Потому что в ходе политических процессов и военных событий в бывшей Югославии в отношении Косово было принято решение – кстати говоря, я вам могу цитаты дать – Суда ООН, в котором прямо прописано – прочитайте и зачитайте это для своих зрителей и слушателей: «Согласие центральных властей страны при определении вопросов суверенитета необязательно». Так Суд ООН прокомментировал события в Косово, а теперь Вы говорите…
А.Вольф: Были очень чёткие предпосылки, которые в Крыму не были выполнены. Так говорят все международные наблюдатели ( международные наблюдатели, как помнят крымчане, которые лично приехали на наш референдум, все подтвердили: референдум проведен с соблюдением всех правил! — Н.Г.) .
В.Путин: Какие?
А.Вольф: Нет никого, кто признал бы это голосование, нет никого, кто признал бы аннексию.
В.Путин: Ваши аргументы выглядят совершенно неубедительно, потому как никто не должен признавать волеизъявление граждан, проживающих на той или другой территории. Это целиком соотносится с тем, что прописано в решении Суда ООН, и здесь не может быть никакого двойного толкования, а вот двойное толкование у тех, кто пробует это делать.
А.Вольф: Можно я поймаю вас на слове?
В.Путин: Попробуйте.
А.Вольф: Если это так, тогда получается, что люди в Чечне, в Дагестане и Ингушетии также могли бы организовать референдум и отделиться от России? Или организовать исламский халифат у себя на территории?
В.Путин: Да, радикальные элементы «Аль‑Каиды» и желали в принципе оторвать данную территорию от Российской Федерации и образовать халифат от Чёрного до Каспийского моря. Не думаю, что Австрия и Европа этому возрадовались бы, ничего хорошего из этого не получилось бы. Но сам чеченский народ на выборах пришёл к совершенно другому выводу, и в ходе дискуссии после всяких кровавых событий всё-таки чеченский народ подписал договор с Российской Федерацией. Российская Федерация пошла на очень сложное для себя решение о придании Чечне и многим другим субъектам Российской Федерации такого статуса, который определяет большой уровень их самостоятельности в рамках Российской Федерации. И это было в конечном итоге решение самого чеченского народа, мы этому очень рады и придерживаемся этих договорённостей.
То же самое, кстати говоря, можно было бы сделать и на Украине применительно к Донбассу. Почему этого не было сделано до сих пор? И тогда не следует было бы ограничивать применение языков иностранных меньшинств на Украине, имея в виду не только русского, но и румынского, и венгерского, и польского. Об этом как-то мало говорят в Европе, а ведь это реалии сегодняшнего дня».
…в заключение Владимир Владимирович не удержался от присущего ему умения троллить: «Большое спасибо за внимание. (Говорит по-немецки.) Vielen Dank für Ihre Aufmerksamkeit. [Большое спасибо за внимание.]». Судя по всему, г-н Вольф не понял, как над ним в Москве посмеялись…