Открытие движения по Крымскому мосту дало возможность не только большому количеству жителей материка взглянуть на недовосстановленный после Украины Крым, но и большому количеству бывших «островитян» увидеть, как живут сограждане на Большой земле. И сделать соответствующие выводы. О том, что мост станет, кроме всего прочего, вестником внутрикрымских перемен, говорилось давно и неоднократно. И вот теперь, когда эти перемены наступают, к ним, во-первых, не все готовы, а, во-вторых, выясняется, что не все перемены обязательно к лучшему по крайней мере, не для всех, передаёт «Крымская правда».
Не равнее равных
о том, что национальная политика в Крыму начинает меняться, заговорили ещё в конце апреля, когда на расширенном заседании Общественной палаты председатель ОП РК Григорий Иоффе озвучил результаты экспертных оценок президентских выборов в «крымском измерении». Григорий Иоффе заметил, что сравнительно невысокая явка крымскотатарского населения на выборы продемонстрировала необходимость изменений межнациональной политики на полуострове. «Эти выборы стали тем водоразделом, после которого традиционные для украинского Крыма подходы к этой проблеме в условиях российской действительности уже требуют серьёзных изменений, сказал он. Настал момент, когда пора перестать говорить о репрессированном народе, а вести речь о репрессированных гражданах, выстраивая межнациональные отношения в республике на основе равенства всех крымских этносов». Следуя традициям украинского периода, некоторые «активисты» привычно обрушились на Иоффе, грозя за столь смелое посягательство на неформальное право считаться «более равными между прочих равных» всеми вероятными карами. В украинские времена, когда чиновникам высшего ранга, назначенным по «квоте меджлиса», запросто позволялось заявлять с трибуны: «Мне больно слышать о равенстве наций и народностей в Крыму», такое бы вполне сработало.
В российские времена, когда автор выше приведённой цитаты на общих основаниях предстал перед судом за отрицание привилегированного положения лиц одной отдельно взятой национальности над всеми прочими, уже не наказывают. Напротив, сами «профессиональные пострадавшие» систематически оказываются в поле зрения органов правопорядка как за «мелкие шалости» вроде хранения экстремистской литературы и членства в запрещённых международных террористических организациях, так и за более серьёзные проступки вроде подготовки и осуществления терактов и поджога дома муфтия.
О раскрытии террористической группы во главе с помощником депутата ВРУ, экс-главы запрещённого в РФ «меджлиса» Мустафы Джемилева мы уже рассказывали. Когда человек идёт на преступление против человека, его чести и имущества, он выступает против Всевышнего, помог вспомнить муфтий Крыма Эмирали Аблаев. А нынешний главарь нелегального «меджлиса» Рефат Чубаров обругал сторонников такой позиции, не скупясь на эпитеты. - След Украины, прокомментировал происшедшее глава республики Сергей Аксёнов. Уверен, что все будут задержаны, никаким экстремистам здесь ничего не светит.
Но идеологическое наследство Украины в «национальном вопросе» пока ещё даёт о себе знать: в частности, лидеры одной общественной организации, в украинские времена безуспешно конкурировавшей с «меджлисом», а теперь столь же безуспешно стремящейся занять освободившуюся (по их мнению) нишу, уже высказались в том смысле, что, дескать, и запрет «меджлиса» был «заказан» крымской властью, и террористы, возможно, «выдуманные»… Знакомые мотивы.
В то же время, теперь о переменах в сфере национальной политики заговорили уже предметно и почти официально. «В первый раз на полуострове органы власти приступают к разработке Стратегии госнацполитики РК, учитывая межнациональные и межконфессиональные особенности жителей полуострова. Региональная стратегия должна быть «в русле» Стратегии госнацполитики РФ на промежуток времени до 2025 года, сообщил депутат Государственной Думы Руслан Бальбек. Считаю, что в Стратегии должны быть положения, деполитизирующие деятельность общественных организаций, созданных по национальному признаку.
В Крыму действуют некоторые национальные общественные организации, которые, «радея» за определённые этносы, выдвигают политические требования органам власти о введении национальных квот на должности в госорганах и муниципалитетах, об их участии в распоряжении бюджетными средствами для финансирования программ по обустройству реабилитированных народов Крыма и прочих привилегиях это незаконно! Также, что эти общественные организации нарушают свою уставную деятельность, они дестабилизируют ситуацию на полуострове, вызывая чувство неравенства между жителями Крыма разных национальностей, что недопустимо».
Сколько громов и молний в соцсетях и бложиках обрушат на депутата за такие «крамольные» слова упомянутые им «общественники», представить нетрудно.
Друзья познаются в беде
На фоне ставшего уже рутинным регулярного освобождения от занимаемых должностей управленцев разного уровня с последующим взятием под стражу или без такового бурная реакция главы республики на задержание в столице России экс-главы администрации Ялты Андрея Ростенко. - Напомню, что я лично отстранил Ростенко за неэффективное управление администрацией города Ялты. Следственными органами по моему обращению ведётся проверка деятельности ялтинской администрации, которую возглавлял Андрей Ростенко. Также хочу помочь вспомнить, что именно по моей инициативе отстранено большое количество чиновников из органов власти разных уровней. Пожалуй, больше, чем в любом другом регионе страны, но это вовсе не означает, что я буду допускать беспредел в отношении должностных лиц по конкретным эпизодам, среди которых целиком отсутствует состав преступления. Похожая ситуация уже была в 2015 году с одним из должностных лиц Совета министров. Тогда его задержали на трое суток, но до сих пор дело не доведено до конца уже три года не имеют возможность выдвинуть обвинение, заявил Сергей Аксёнов. Оценивая конкретно данный эпизод, могу сказать, что дело возбудили за якобы нанесённый урон Республике Крым в части того, что муниципальным образованием город Ялта был оформлен за собой участок в 26 соток, свободный от строений, который должен был в своё время передаться ФКУЗ «Санаторий «Алупка» Министерства внутренних дел РФ. Это решение было принято в 2015 году, когда у нас отсутствовали базы, кадастровые схемы, регистрационные дела, то есть данные Фонда имущества никто не знал. После этого в течение 2,5 лет участок находился в муниципальной собственности, никогда из муниципальной собственности не выбывал, попыток продажи не было. На сегодняшний день участок находится в республиканской собственности. Ни я, ни кто-или из представителей власти республики не обращались в органы правопорядка о причинённом республике ущербе. Считаю непрофессиональным возбуждение уголовного дела на основании таких обстоятельств и при отсутствии ущерба для государства. Чувствуется чей-то заказ. На мой взгляд, это провокация против органов власти Республики Крым.
К настоящему моменту за Ростенко вступились председатель Госкомрегистра Александр Спиридонов и депутат Госдумы Андрей Козенко, а сенаторы Ольга Ковитиди и Сергей Цеков намерены вынести вопрос на Совет Федерации и обратиться к генеральному прокурору России Юрию Чайке. На странице самого Ростенко в социальной сети одно за другим появляются сообщения с выражениями сочувствия и поддержки.
Что произошло, пока не совсем понятно, но, похоже, история только начинается…