Севастопольскому Театру юного зрителя — 30 лет. Кто-то, прочитав название ТЮЗ, наверняка, поправит — ТБМ. Именно так назывался театр немалую часть своей биографии. Потом он был Театром для детей и молодежи... И вправду, за 30 лет своей биографии ТЮЗ пережил несколько этапов взросления. Теперь это полновесная часть городского театрального сообщества, без которого трудно представить культурную жизнь города, сообщает издание «Севастопольская газета».
Накануне юбилейной даты «Севастопольская газета» беседовала с директором театра Андреем Маймусовым.
— за последнее время театр находится явно на подъеме. С чем это связано?
— У нас у самих есть впечатление, что мы стоим на пороге эпохальных для театра событий. Общими усилиями удалось сдвинуть с мертвой точки бесконечно нерешаемый вопрос о строительстве нового здания. В некоторой мере, думаю, повлияло и то, что в театре частенько в качестве родителя бывает губернатор города, он видит, в каких условиях работают наши артисты.
Во время приезда в Севастополь в августе прошедшего года президента страны Владимира Путина ему доложили, что здание севастопольского ТЮЗа находится в удручающем состоянии. Тогда-то и было принято решение о строительстве нового здания. Реконструировать действующее не имеет смысла — оно не соответствует ни санитарным, ни пожарным нормам.
Мы все очень вдохновлены этой перспективой, ведь современное профессиональное здание позволит перейти на новый уровень творчества не только артистам и режиссерам, однако и всем, кто создает наши спектакли за кулисами. Мы также предвкушаем, что в новом театре появятся гардероб, буфет, настоящее зрительское фойе, и тогда каждое посещение станет для наших юных зрителей настоящим событием.
— А что было самым главным для театра в прошлом году?
— Первое и главное, что мы в первый раз включились в масштабный федеральный проект «Большие гастроли». В ноябре мы выступили в Московском театре кукол, а месяцем раньше в рамках того же проекта приняли Ульяновский «Nebolshoy театр».
В 2018 году эта программа охватит уже все российские регионы, о чем буквально на днях шла речь на пресс-конференции в ТАСС. Статс-секретарь — заместитель министра культуры РФ Александр Журавский, курирующий это направление, подтвердил, что наша заявка на участие одобрена. Пока не знаю, о каком количестве городов из семи поданных нами пойдет речь, однако, прикоснувшись к этому проекту в прошлом году, мы с нетерпением ждем его продолжения.
В прошлом же году мы получили федеральное финансирование — 876 тысяч рублей от Минкульта в рамках программы содействия театрам для детей и молодежи. На эти деньги приобрели кофры, которые нужны для транспортировки театрального реквизита на гастролях. Так что в этом году мы будем выезжать, как настоящий и вполне взрослый театр.
— Наши читатели знают, что прошлый год стал для ТЮЗа фестивальным.
— Да, фестивальная программа началась уже с весны: в мае мы поучаствовали в фестивале «Сказочный мир», где спектакль «Мой папа» стал лауреатом двух премий — за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль. На основании этого успеха нас собственно и включили в Большие гастроли.
Мы также стали участниками нескольких местных фестивалей, среди них второго фестиваля севастопольских театров «ТОН», где наш спектакль «О маленьких для больших» получил два диплома: за лучший пластический спектакль и лучшее пластическое оформление.
А в июле отправились в Евпаторию, где в рамках фестиваля «Сказочный мир» показали постановку «О маленьких для больших» и были признаны лучшими в номинации на лучшую сценографию. Однако, пожалуй, самая главная наша награда прошедшего года — спектакль «Последний срок» по пьесе Валентина Распутина, удостоенный высшей театральной премии Крыма «Золотой грифон».
— однако был учрежден и собственный фестиваль!
— Это наш дебют — фестиваль «Сказочное королевство», на котором мы приняли 15 театральных коллективов из трёх субъектов РФ.
Кстати, сама идея была хорошо воспринята в Союзе театральных деятелей (СТД), а к нам теперь поступают звонки из самых разных театров с просьбой включить их в программу будущего фестиваля. На сегодня мы имеем больше 10 заявок.
— Кто сегодня работает в севастопольском ТЮЗе?
— Штат труппы — 27 человек. Два режиссера-постановщика — Ирина Пантелеева и Ольга Ясинская. Первая совсем недавно поставила новогоднюю премьеру «Инопланетенок», а вторая запомнилась по необычной премьере прошедшего года «Прометей прикованный». Также, в театре замечательно работает главный хореограф театра и режиссер-постановщик Ирина Плескачева. Она поставила спектакль по произведениям Аркадия Аверченко «О маленьких для больших», а теперь работает над пластическим спектаклем «Бемби», премьера которого намечена на июнь.
Ни одна постановка не может обойтись без главного художника, главного балетмейстера, заведующего литературной и музыкальной частью, кроме того, всех тех, кто шьет костюмы, создает декорации, накладывает грим, делает реквизит. Всем этим творческим процессом руководит основатель нашего театра и его художественный руководитель Людмила Оршанская. Она — душа и сердце Севастопольского ТЮЗа.
— Главный акцент — на детские спектакли, а взрослые ещё будут?
— Наши юные зрители — это не только так называемые «горшочники», однако и школьники. В прошлом году мы получили грант от СТД на постановку творческой командой из Питера во главе с Екатериной Гороховской спектакля по современной пьесе «Бах-Бах-Бах...» Как раз этот спектакль адресован подросткам, однако стал по-настоящему семейным спектаклем.
Мы также ставим классику и намерены продолжать это делать. Причем в процесс выбора произведений активно вовлекаем учителей, школьников, родителей, даже желаем сделать целый проект «Народный выбор».
Кстати, в нынешнем репертуаре театра есть спектакль «Недоросль», и он идёт с постоянными аншлагами. Я уже не говорю о «Чичикове» по гоголевским «Мертвым душам».
— Говорят, в этом году бывали случаи, когда купить билет перед спектаклем было проблемой, это правда?
— Да, такое случалось во время новогодних праздников, ведь пока в нашем зале только 200 мест. А теперь представьте, что детей, одетых в новогодние костюмы, приводят на елку, и тут выясняется, что билеты уже заранее раскуплены. Слезы, праздник испорчен... Чтобы не рушить волшебство театра, нам ничего не оставалось, как вытаскивать среди всех помещений дополнительные стулья и ставить их в зал.