Последние новости

Реклама

Член Политбюро, секретарь ЦК Коммунистической партии Болгарии, главный редактор газеты «Работнически вестник» Георгий ВАНЕВ отвечает на вопросы обозревателя «Правды» Татьяны АВЕРЧЕНКО
— Минувшей весной в Болгарии состоялись досрочные парламентские выборы. На них вновь победила правоцентристская партия «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ). А как выступили коммунисты?

— Наша левая и уже давно известная коалиция под названием «БСП (Болгарская социалистическая партия. — Т.А.) за Болгарию» удвоила свои результаты. Первый секретарь ЦК Компартии Болгарии (КПБ) Александр Паунов вновь стал депутатом Национального собрания.

— Паунов — единственный депутат от КПБ?

— Как говорил наш классик, писатель-сатирик, один из организаторов Болгарской социал-демократической рабочей партии (тесняки), известный профсоюзный деятель, редактор газеты «Работнически вестник» с 1897 года Георгий Кирков, «один слепень может выпить кровь двухсот ослов». Товарищ Паунов имеет влияние в парламенте. Он единственный, кто голосует сейчас против баз НАТО, против отправки болгарских войск в Ирак, стоит на защите интересов народа. А вся левая коалиция «БСП за Болгарию» имеет теперь уже 84 мандата. У правящей партии ГЕРБ больше всего на десяток депутатов. ГЕРБ, разумеется, всё время отклоняет наши предложения, которые направлены на защиту социальных прав людей. Но народ узнаёт о них, понимает, за что мы боремся, что отстаиваем.

— Этому благоприятствует работа региональных организаций КПБ?

— Они активно действуют по всей стране, даже в малых населённых пунктах. Хотя если собственники предприятий или администрация узнают, что ты коммунист, работы для тебя нет. И в вузах то же самое.

— 2017 год — год столетия Великого Октября. Какими делами отметила ваша партия данный знаменательный юбилей?

— Коммунистическая партия Болгарии вместе с Партией болгарских коммунистов стали организаторами созыва в Софии международной конференции коммунистических и рабочих партий балканских стран «100-летие Великой Октябрьской социалистической революции и Красный проект на Балканах: днём ранее, в этот день и завтра».

К нашей беседе подключился член Политбюро, секретарь ЦК Партии болгарских коммунистов Иван ПЕНЧЕВ. Он сообщил, что в этой конференции участвовали представители компартий из восьми стран региона. После двухдневных выступлений (а дискуссии иногда были бурными) и переговоров был принят меморандум. (Он опубликован на этой странице «Правды». — Т.А.). Для нас, болгарских коммунистов, Великий Октябрь имеет особое значение. В самом начале ХХ века, когда всё рабочее и социал-демократическое движение Европы погрязло в болоте оппортунизма, болгарские социал-демократы (тесняки) во главе с Дмитрием Благоевым не пошли на соглашательство с капиталом. А когда Великий Октябрь дал начало делу ликвидации эксплуатации человека человеком, лишь две партии в мире следовали принципам революционного марксизма: партия большевиков в России и партия тесняков в Болгарии. Пусть враги революции распространяют свою ложь про сущность этой революции. Мы никогда больше не допустим, чтобы сильный и коварный классовый противник нашёл приверженцев в наших рядах. А в том, что победа наших великих идей произойдёт, у болгарских коммунистов нет никакого сомнения.

Вернёмся, но, к разговору с товарищем Ваневым. Я поинтересовалась социальным составом Коммунистической партии Болгарии.

— Это моя тема. Моя научная специализация — партийное возведение, по этой теме защищал и кандидатскую, и докторскую диссертации. Социальный состав нашей партии самый разнообразный. В студенческой среде, для примера, ячейки КПБ есть почти везде. Но мы их не регистрируем. Мой сын был аспирантом в университете, и когда узнали, что он секретарь организации, его сразу выгнали из аспирантуры. И на предприятиях наши первички запрещены. Капитал везде своё дело знает.

Молодёжи в КПБ немало. В работе с нею мы уделяем большое внимание политическому образованию. КПБ организует семинары. Есть группа лекторов, которые ездят по стране: в Бургас, Пловдив, Велико-Тырново. Чтобы достичь нужного уровня теоретического познания марксизма, предстоит сделать ещё очень многое. Ведь капитал также активно ведёт свою пропаганду.

— Вы же чуть ли не одна из беднейших стран Евросоюза, куда одурманенные пропагандой болгары в своё время так стремились?

— Самая бедная. На последнем месте.

— Вы считаете, что народ прозревает. Но, извините, со стула-то встаёт неохотно. «Правда» нередко публикует фото Рейтер под рубрикой «Классовые битвы за рубежом». А там Франция, Греция, Испания, Португалия или Чили — тысячи и тысячи протестующих выходят на улицы…

— У меня есть на это ответ. Мы в наших прежних, социалистических условиях воспитали людей так, что они были уверены: государство им всё даст. Это огромная ошибка нашей партийной работы: мы отучили рабочий класс отстаивать своё ведущее право в обществе. Вот он сейчас и инертен. Но новое поколение будет действовать так, как ведёт себя пролетариат в Греции, Португалии, Италии…

В России, как я понял, та же проблема. Когда был на праздничном концерте, организованном КПРФ в Лужниках 5 ноября, то сел специально не с официальной делегацией многочисленных зарубежных партий, а сбоку — с приглашённой российской публикой. И наблюдал за теми, кто был рядом. Кстати, концерт был великолепнейший. Но о моих наблюдениях: такие же седовласые люди, как я, воспринимали всё, без сомнения, прочувствованно, но внешне были неэмоциональны. Не было вспышек гнева: как же, дескать, мы это всё потеряли?! Рядом сидевшая женщина вдруг проговорила: «Жаль, жаль, жаль… всё это в прошлом». Я ей: «А вы боролись, чтобы этого не допустить?»«А с кем бороться?» И всё. У нас в Болгарии то же самое.

— Как в современных условиях можно применять опыт Октября?

— Во-первых, общие закономерности социалистической революции остаются. Они незыблемы, их никто не может поколебать. Есть лишь специфика новых условий, которую мы должны учитывать. Её мы должны изучать и совместно обобщать. На Международной встрече коммунистических и рабочих партий, посвящённой 100-летию Великого Октября, об этом говорили многие выступавшие.

Мы считаем, что из опыта Октябрьской революции требуется взять прежде всего методологию исследования общественных процессов, марксистско-ленинскую методологию. Это далеко не все сейчас понимают. Потому что это — сложное дело. Во-вторых, из Октября требуется обязательно взять классовое чутьё. Без этого, для примера, не осознать важность легендарных «Апрельских тезисов» Ильича. Эта теория касается каждой страны, каждой компартии, каждого народа, если они желают добиться победы своих будущих революций. В-третьих, Октябрь даёт и опыт того, как удержать власть, это — наисерьёзнейший вопрос. И он не- доработан, мы должны сосредоточиться на нём.

Вот днём ранее я говорил со своим московским другом. Почему социализм потерял свои устои, почему рухнул? Он не согласен с моей трактовкой, что в условиях реального социализма мы оказались в ситуации, когда отчуждение (прежде всего от власти) у людей подошло к своему пределу. Он не согласился. Я говорю: «А ты уточнил, что от Берлина до Владивостока ни один рабочий не встал у двери своего завода и никому не сказал: вон отсюда! Это мой завод! Ни один рабочий по всему социалистическому миру не сохранил свою социалистическую собственность. Выходит, рабочий класс уже не был сердцевиной нашего движения».

— Ваш друг возражал?

— Где-то соглашался, где-то нет.

Концентрация капитала доходит до своего предела. Рынок един по всему миру, его никак не разделить. Если кто-то захочет разделить его, то в условиях глобализации должен уничтожить планету. Будет огромное столкновение. Давид опять ударит Голиафа, хотя у того атомная бомба, самолёты, корабли, он его ударит изнутри, там, где нельзя ни бомбы, ни корабли применять. Наступает время, когда объективные условия ставят перед человечеством новые требования. Сейчас на 10 тыс. человек в развитых странах приходится до 600 роботов на производстве. 10—20 лет назад мы удивлялись мобильному телефону, а теперь они повсюду. Лет через 10 роботы выбросят на улицу не миллионы, а миллиарды людей. Обобществление средств производства окажется объективно необходимым. И вот тогда частный капитал уже никак не сможет удержать свои позиции. Он потеряет их, к этому объективно приведёт обобществление средств производства. Иначе человечество останется без хлеба, а голодные делают революцию!

— Мировую? Или в отдельно взятой стране?

— Знаете, моя бабушка по утрам делала простоквашу, добавляя в молоко немножко дрожжей, чтобы оно загустело. Но оно не сразу сгущается. Так и в обществе. Будет мировая революция, но она, как и в случае с молоком, будет зреть, нарастать постепенно.



По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля