Ещё не закончилась Вторая мировая война, советские люди едва начали отходить от ужасов Великой Отечественной войны, а У. Черчилль уже 1 июля 1945 года отдаёт приказ о разработке военной операции «Немыслимое» – план агрессии против СССР силами 113 дивизий. Президент США Г. Трумэн 4 сентября 1945 года (то есть спустя два дня после завершения Второй мировой войны) подписал меморандум № 329 о ядерных ударах по городам Советского Союза. Эти планы ежегодно изменялись, цели уточнялись, и если бы они осуществились, то миллионы советских людей были бы обречены на гибель.
Серьёзность намерений и кровожадность планов изуверов капиталистической системы наглядно продемонстрировала бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Потом, в апреле 1949 года, под руководством США, оккупировавших страны Западной Европы не только военными базами, но и долларом (План Маршалла), был создан Североатлантический блок, известный как НАТО. Чуть ранее, в 1947 году, Конгресс США принял закон № 165 о ежегодном финансировании деятельности различных антисоветских формирований в размере 100 млн. долларов. В 1948 году в меморандуме Совета национальной безопасности США было заявлено: «… разгром сил мирового коммунизма, руководимого Советами, имеет жизненно важное значение для безопасности США». В этот день все прекрасно знают и о зловещем плане Даллеса.
Естественно, И.В. Сталин и советское правительство, обладая обширной оперативной информацией, прекрасно понимали, что так называемая «холодная война» в любой момент времени может перерасти в горячую. Ещё в 30-е годы, обладая невероятным политическим и техническим чутьём, Сталин дал старт практическому развитию ракетной индустрии в Советском Союзе. (Дело в том, что ещё в начале ХХ века возможность создания искусственных спутников Земли была теоретически обоснована. Но теория – это одно, а до воплощения её на практике порой проходит немало времени, и путь этот бывает тернист. От мечты человечества подняться над Землёй до появления ракетостроения прошли тысячелетия. И осуществили это мы, советские люди, опираясь на достижения многих смежных областей техники и промышленности. Смогла бы это сделать неграмотная страна? Смогла бы это сделать Россия без индустриализации? Смогла бы наша страна сделать это без всепобеждающей марксистско-ленинской идеологии? Нет, не смогла бы. И в этот день достаточно развитые в индустриальном отношении страны и близко не подошли к космической индустрии.) Благодаря Сталину и советской власти уже до войны были созданы знаменитые «катюши», которые громили армию капитализма в годы Великой Отечественной войны.
После войны, обладая атомными бомбами и дальней авиацией, США чувствовали себя неуязвимыми. Понимая, что агрессора можно остановить только силой, И.В. Сталин, ЦК Коммунистической партии, советское правительство, опираясь на опытных руководителей промышленности, учёных, инженеров и трудовые рабочие коллективы, поставили задачу исключительной сложности: объединить различные направления научной мысли для достижения главной цели обороноспособности – создать атомную бомбу и межконтинентальную ракету, чтобы преодолеть американскую неуязвимость.
Посмотрите, как сейчас мечутся США, видя ответные меры со стороны КНДР. Они понимают, что если Россия, Китай и КНДР объединят усилия, то их превосходству придёт конец в буквальном смысле.
Для создания нового вида вооружения И.В. Сталин подписал постановление о работе с управляемой ракетой ФАУ-2 и о создании первого в нашей стране военного полигона Капустин Яр. В январе-феврале 1984 года на этом полигоне и я проходил стажировку. Тогда курсант 5-го курса Харьковского высшего военного командно-инженерного училища ракетных войск им. Маршала Советского Союза Крылова И.И., я ещё не знал, что через полгода буду направлен для дальнейшего прохождения службы на космодром Байконур и стану свидетелем многих исторических событий самоотверженного труда советского народа по укреплению оборонной мощи любимой Родины. Так повелось, что, окончив ракетное училище, продолжительное время служил в космических войсках и лишь в 1997 году, находясь на службе на 28-м арсенале, в результате реформирования Вооружённых сил и объединения военно-космических сил и ракетных войск стратегического назначения вновь стал ракетчиком. Правда, эта передача арсенала в состав РВСН носила лишь организационный характер, ибо были сохранены и его структура, и предназначение. Уже 1 июня 2001 года арсенал вошёл в состав нового рода войск – в Космические войска Вооружённых сил РФ.
Кстати, в 1949 году И.В. Сталин подписал распоряжение о строительстве базы ракет, а 17 марта 1949 года своим решением исполком Тамбовского областного Совета депутатов трудящихся выделил земельный участок в Знаменском районе для дислокации воинской части. В 1952 году на основании директивы Генштаба ВС СССР и приказа по Воронежскому военному округу была создана войсковая часть 51951, т.н. 666-я центральная артиллерийская база, а с 1956 года – 28-й арсенал всё той же войсковой части 51951. С 16 июля 1959 года войсковая часть 51951 была преобразована в войсковую часть 14272. Таковой она остаётся вот уже 58 лет. А сам арсенал летом этого года отметил своё 65-летие.
Для чего я вспомнил об арсенале? Дело в том, что можно изготовить ракетоносители (РН), космические аппараты (КА), но где их хранить, обслуживать, поддерживать в готовности к применению по назначению? Вот этим и занимался арсенал. В общем, если проследить цепочку сложной многогранной работы по обеспечению поддержания орбитальной группировки КА, даже непосвящённый увидит просто немыслимый объём работ.
Так вот, чтобы 4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут в Советском Союзе в первый раз в мире стартовала ракета с первым космическим аппаратом на борту, и чтобы после отделения спутника от последней ступени ракеты в эфир полетели теперь всем известные сигналы, потребовалось 12 лет. (И это в стране, где по народному хозяйству катком прокатилась война!) Во главе этой сложнейшей работы встали С.П. Королёв – главный конструктор баллистических ракет дальнего действия, Д.Ф. Устинов – руководитель ракетостроительной промышленности. Уже 9 декабря 1948 года на полигоне Капустин Яр был произведён первый запуск отечественной баллистической ракеты Р-1. Над созданием ядерного оружия трудились яркие учёные-физики во главе с И.В. Курчатовым, общее руководство было возложено на Л.П. Берию.
Ни для кого сейчас не секрет, что на первоначальном этапе стране необходимо было заботиться об укреплении обороны. Никто не сомневался и в мирном освоении космоса, в выгодах для народного хозяйства наличия спутниковых систем. (К слову, за 20 дней до смерти И.В. Сталин подписал постановление о начале работ над ракетой Р-7, которая спустя несколько лет выведет на орбиту первый искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 года и первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина. Вот таким проницательным умом обладал «диктатор» Сталин, который все свои силы, знания и опыт отдал Родине. В этот день даже страшно подумать, что было бы со страной, если бы в те тяжёлые годы у руля государства был кто-то другой, а не Сталин).
В 50-е годы началось возведение космодромов Байконур и Плесецк. Параллельно вводились в строй испытательные ядерные полигоны в Семипалатинске и на Новой Земле. В 1954 году будущий академик М.К. Тихонравов составил предложение о возможности и необходимости создания искусственных спутников Земли. У нас в армии говорили «предлагаешь – делай». По распоряжению Королёва именно М.К. Тихонравов и возглавил проектный отдел для разработки искусственных спутников Земли (ИСЗ). Научная сторона всех проектных изысканий была на контроле у Специальной комиссии Академии наук СССР во главе с академиком М.В. Келдышем. Над военной тематикой тогда очень плодотворно работали конструкторские бюро, возглавляемые М.К. Янгелем и В.Н. Челомеем.
Так создавалась база прорыва в космос. В тот теперь уже далёкий промежуток времени нашей истории люди работали день и ночь. 30 января 1956 года советским правительством было принято решение о создании неориентированного спутника Земли, запускаемого межконтинентальной ракетой.
Работая над ИСЗ, наши конструкторы пришли к выводу, что его выгодно сделать в форме шара, а внутри разметить два радиопередатчика. Первый спутник был максимально простым, но тем не менее он позволил провести ряд научных исследований.
Проходя службу на космодроме Байконур, посещая в разное время по служебной необходимости городки Звёздный, Краснознаменск, много приходилось слышать от специалистов, как делался первый спутник, как конструировались переходной отсек и головной обтекатель. Многое было в первый раз. А чего стоила разработка системы разделения корпуса ракеты и спутника!
Кроме разработки спутника много усилий требовала сама ракета. Но и она вместе со спутником не взлетела бы без строительства уникальной стартовой позиции космического комплекса, без монтажно-испытательных корпусов, где идёт сборка-состыковка РК и КА, без специального топлива, без массы технологических операций, без подъездных путей и ещё массы «без».
Молодым лейтенантом, затаив дыхание, я смотрел на первопроходцев космоса. На 95-й площадке, глядя на носители, работая с КА «Гейзер» и «Альтаир», я начинал понимать, как это сложно и в то же время почётно – быть причастным к общему великому делу. Но мы делали проверки космических аппаратов на уже десятилетиями проверенном наземном оборудовании, а каково было тем, самым первым, когда и наземка, и спутники только создавались параллельно. Фантастика, да и только!
Запуск первого спутника продемонстрировал всему миру зримые успехи первого в мире социалистического государства – СССР. 5 октября 1957 года в 1 час 46 минут спутник прошёл над столицей нашей Родины. На каждый виток вокруг Земли он тратил 96 минут 10,2 сек.
В США запуск первого искусственного спутника нашей страной произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Военспецы Пентагона были в шоке не от научного значения полёта ИСЗ, а от факта, что Советский Союз создал многоступенчатую межконтинентальную ракету, которая способна нести ядерный заряд и против которой бессильна хвалёная американская противовоздушная оборона. Свой спутник американцы запустили спустя четыре месяца.
Советский Союз сразу после 4 октября закрепил успех. Второй спутник, запущенный, как и первый, к 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции, уже был настоящей лабораторией. В герметичной кабине отправлялась на орбиту знаменитая Лайка. Кабина оснащалась системой кондиционирования воздуха, запасами пищи. Была также смонтирована аппаратура для различных научных исследований, в том числе и для изучения жизнедеятельности живого существа в условиях космического полёта. Если первый спутник был ограничен по весу (не более 100 кг), то второй, запущенный 3 ноября 1957 г., весил 508 кг. А третий ИСЗ, запущенный 15 мая 1958 года, весил уже 1327 кг. Масса одной лишь научной аппаратуры составляла 968 кг. (Кстати, первый американский спутник весил чуть более 8 кг. Как говорится, почувствуйте разницу).
Первые ИСЗ потянули за собой и возведение наземных комплексов, оснащённых радиолокационными и радиотелеметрическими станциями. Человечество вступило в новую эру своего развития. Весь мир увидел, что успехи СССР в космосе неразрывно связаны с его созидательной деятельностью на Земле.
Военный психоз США не унимался. Но и там стали понимать, что своим космическим взлётом СССР обязан социалистической системе хозяйствования, широкому подходу к образованию, позволяющему любому в Советском Союзе подняться к вершинам знаний.
17 декабря 1959 года в стране появился новый вид Вооружённых сил – ракетные войска стратегического назначения. Но уже скоро многие поняли, что космическая тематика требует развития. Со временем росло и число воинских частей, занимающихся космическими средствами. По этой причине в 1964 году было принято решение о создании в РВСН Центрального управления космических средств. В 1984 году, придя на космодром Байконур молодым лейтенантом, я уже служил в основном управлении космических средств, а с 1992 года – в арсенале Военно-космических сил (ВКС).
Я и в этот день живу в городке арсенала. Вижу многих, уже постаревших, но в своё время делавших всё возможное, чтобы на космодромах запуски ракетоносителей проходили успешно. Сколько их прошло через арсенал, в настоящее время сосчитать трудно: «Востоки», «Восходы», «Союзы», «Протоны», «Циклоны», «Зениты», космические аппараты. Все они направлялись на полигоны после хранения, техобслуживания и испытаний именно на арсенале. Арсенал, как, а также другие подразделения ВКС, участвовал в создании космической группировки. Без первого спутника, конечно же, не было бы в этот день и спутников телевещания, навигации, разведки, метеорологии и др. Да что там говорить, если в 1982 году именно у нас начались испытания Глобальной навигационной системы (ГЛОНАСС). Для этого потребовалось 24 космических аппарата.
Молодёжь думает, что это современные разработки, пришедшие с Запада и из США. Нет, это наша система! Чего наша страна только не разрабатывала! Нам никто не был страшен ни в космосе, ни на море, ни на суше. В космосе особенно. Когда в 1981 году Р. Рейган назвал СССР «империей зла», заголосил о создании противоракетной обороны, он вряд ли знал о наших разработках противоспутниковых систем со шрапнельным зарядом, о боевом космическом комплексе «Скиф ДМ», использующем лазерное оружие.
А наш «Буран»? В промежуток времени работы в техническом отделе арсенала, а потом и создавая оперативно-технический пункт управления арсенала (был его первым начальником), разрабатывая планы боевого применения, я многое узнал о мощи наших Вооружённых сил. Эта мощь не могла быть создана без того первого спутника. И хотя на орбите как космическое тело он просуществовал недолго, всего 92 суток, совершив 1440 оборотов вокруг Земли, а сигналы из космоса шли в течение 21 суток вместо расчётных 14, без этого простого аппарата не было бы и наших знаменитых орбитальных станций. Не было бы и нынешних автоматических разведчиков Вселенной.
На Байконуре стоит скромный обелиск, установленный в честь запуска первого искусственного спутника Земли. Обыкновенная плита, сверху макет спутника, ниже герб СССР и памятная доска. Скромно по форме, но с великим содержанием на века.
Защищая свою Родину от врага, мы всегда думали о мире. В обращении ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Правительства Советского Союза 12 апреля 1961 года говорится: «Нам, советским людям, строящим коммунизм, выпала честь первыми проникнуть в космос. Победы в освоении космоса мы считаем не только достоянием нашего народа, но и всего человечества. Мы с радостью ставим их на службу всем народам, во имя прогресса, счастья и блага всех людей на Земле. Наши достижения и открытия мы ставим не на службу войне, а на службу миру и безопасности народов».
Но великая дата 12 апреля будет потом, а отсчёт к ней был дан 4 октября 1957 года. Именно этот день остудил головы безумных агрессоров и дал надежду дерзновенным мечтателям заговорить не только о межзвёздных полётах, но и о заселении планет Солнечной системы. Что ж, велики были помыслы советских людей. Мы шли семимильными шагами в освоении космоса. Хочется верить, что не только шли, но и будем идти впредь.
С праздником! С великим днём, ставшим венцом единства трудового энтузиазма советских людей и науки и инженерной мысли советских учёных! С.П. Королёв говорил: «Работа над космической техникой трудна, но необычайно интересна и многообещающа. Трудности в конечном счёте, не подлежит сомнению, преодолимы, хотя, быть может, с несколько большими усилиями, чем это кажется на первый взгляд. Но ведь мы коммунисты!»
Наслаивающиеся друг на друга события многое стирают из человеческой памяти. Но день 4 октября 1957 года не будет забыт никогда. Этот день навечно стал первым шагом человека в завоевании космического пространства. И сделала этот шаг великая страна Советов – Союз Советских социалистических республик!
По материалам сайта КПРФ