В реальных условиях завершился новый полевой сезон по проведению археологических изысканий на памятниках Бахчисарайского музея-заповедника. Один из таковых – поздне-скифский Усть-Альминский некрополь у села Песчаное Бахчисарайского муниципального района, памятник, неизменно пополняющий собрание музея-заповедника большим объёмом артефактов. Сезон 2017 не только не стал исключением, тем не менее и принёс великолепные открытия, сообщает пресс-служба Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника, сообщает издание «Крымское информационное агентство».
С 2015 года раскопками руководит А. А. Труфанов, старший научный сотрудник Отдела археологии раннего железного века Федерального Государственного Бюджетного Учреждения Науки «Институт археологии Крыма РАН». И как показали сданные в фонды музея-заповедника находки, сезон 2017 года справедливо можно назвать одним из самых удачных на протяжении всей истории исследования этого памятника. Об этом с уверенностью можно сказать даже исходя из того, что сдана только часть материала – предметы из драгоценных металлов.
Нужно отметить безусловно высокий научный потенциал найденных предметов, их уникальность, аттрактивность, художественный уровень, и что немаловажно – хорошую сохранность. В свете событий, связанных с проблемой возвращения части «усть-альминской» коллекции, находящейся сегодня в Музее Алларда Пирсона г. Амстердама, можно с уверенностью говорить о достаточно серьёзном восполнении этих временно отсутствующих предметов именно за счёт поступивших артефактов.
Справка: Исследования Усть-Альминского некрополя начались с 1960-х гг. и продолжаются в настоящее время силами совместной экспедиции Института Археологии Крыма и Бахчисарайского музея-заповедника. В 2017 году последним были выделены порядка 500 000 рублей на организацию работы экспедиции. В результате планомерных археологических исследований было открыто более 1 000 погребальных сооружений, несколько склепов-катакомб варварской знати с богатым инвентарём. Могильник датируется II в. до н.э.-III в. н.э., его отдельные погребения относятся к эпохе гуннского нашествия конца IV-начала V вв., а основная часть поступлений из него – это предметы погребального инвентаря: ювелирные украшения, металлическая, глиняная и деревянная посуда и утварь, детали воинской амуниции, оружие, надгробная скульптура и пр.