Как и в
прошлом году и в нынешнем день рождения Василия Макаровича оказался в Алтайском
крае "за скобками" официального календаря "Шукшинских
дней", какие раньше называли просто "праздником". Теперь
вместо праздника - "фестиваль". Глядя на холеные "официальные
лица", ежегодно объясняющиеся в любви к Шукшину в фестивальные микрофоны,
как не вспомнить саркастическое "бордельеро" персонажа Василия
Макаровича?
В этот день, 25 июля, день рождения
Василия Макаровича Шукшина - художника слова, коммуниста.
Всего пять раз в
промежуток времени с 2006 по 2017 годы проведение "Шукшинских дней" совпало с
днем рождения самого “виновника торжеств“.
За постсоветские
десятилетия коммунист и писатель-народник Шукшин превратился после тонн
официальных чествований то чуть ли не в диссидента, то в какого-то былинного
"печальника-плакальщика". Однако ведь не был он только таким ни в жизни,
ни на экране! Задолго до незабываемых слез Егора Прокудина на фоне церкви была
у Шукшина поставлена другая сцена на фоне церкви - в короткометражном фильме
1960 года "Из Лебяжьего сообщают". Тогда персонаж Леонида Куравлева
Сеня по-шукшински наотмашь ответил приспособленцу-торгашу, который "под
водочку" заявлял: "Никакого коммунизма не будет. Одни
разговорчики".
Стоит напомнить
слова Шукшина из его заявления о вступлении в партию: "...сколько
хватит сил и ума, - буду помогать строить коммунизм. 1 ноября 1955 г.".
Бывшие члены
КПСС, ставшие сейчас членами "партии власти" и перебирающие как
замасленную картежную колоду свои должности "в написании с большой
буквы", - это ведь те самые шукшинские работники прилавка. Рыночное время
дало им возможность утвердиться "хозяевами жизни". Вот вполне себе
по-купечески и пускаются то в пляс, то в пение на "фестивалях" (миль
пардон, на "событийном туризме").
Можно сколько
угодно "перелицовывать" Шукшина под рыночников - и в большом, и в
малом. Однако биографию его не переписать, как не переписать и его роли, особенно
роли коммунистов. Георгий Радов (один из почти забытых сейчас первых биографов
творчества Василия Макаровича) в 1971 году после роли Шукшина в фильме "У
озера" отмечал в журнале "Искусство кино": "А между тем мы
узнаем о Черных во сто крат больше, чем Шукшину
отпущено в репликах. Мы именно узнаем, а не просто
догадываемся, например, о том, как его герою трудно
находиться под перекрестным огнем. Ему же, как говорил
мне в сходных обстоятельствах знакомый колхозный председатель,
«достается, как тому цыпленку в ресторане: и снизу горячая сковорода,
однако и сверху же не холодная!» И я не знаю, как это Шукшин делает, однако
отблеск жарчайших схваток, какие происходят где-то за кадром, данный отблеск
явственно приметен на его усталом лице, когда Черных ровным
голосом говорит о чем-то постороннем, ну, скажем, о книгах".
Как это
отличается от нынешних "афоризмов" официально возлюбивших Шукшина
чиновников, какие в погоне за рейтингами в СМИ готовы нести любую чушь, лишь
бы её потом повторили на разные лады! Даже в объяснениях в любви к книгам, или
к березкам из лесополос "официальному лицу" трудно обойтись без
дежурных фраз. Особенно специфически, мягко говоря, это выглядит в "Год
литературы" или в "Год экологии" - при продолжающихся
"оптимизациях" библиотек или ленточного бора. Какая уж тут может быть
"шукшинская правда"?..
Студия
"Диафильм" выпустила в 1975 году тематический ролик о Шукшине.
Создавался он ещё при жизни Василия Макаровича, а работу окончили уже после его
смерти. Заканчивается тот рассказ о Шукшине словами Георгия Радова:
"Правду в глаза - вот что всегда говорил людям Василий Шукшин, тем он и
был любезен и читателям, и зрителям. Да, порой это была суровая правда. Однако -
правда, высказанная со всей страстью гражданина, коммуниста, верящего в
духовное здоровье своего народа".
В условиях повсеместной оптимизации
культуры и правда по-шукшински стала чужой на нынешнем “празднике жизни“ для
немногих?