В лихолетье Великой Отечественной войны Симферополь утратил красивейшее здание — гостиницу «Европейская». Об истории этого удивительного строения и о том, как развивалось гостиничное дело в крымской столице, читайте в нашем материале, пишет издание «Крымская газета».
Живописная долина Салгира, где расположен наш город, всегда привлекала путешественников. Несмотря на большую потребность в размещении гостей, комфортабельных гостиниц долгое время не было. Люди часто останавливались на квартирах, в домах местных жителей и даже в сырых ветхих бараках.
Спустя несколько десятилетий после своего основания Симферополь обходился всего двумя гостиницами «Одесской» (располагавшейся по улице Чехова) и «Афинской» (район 25-го дома проспекта Кирова). Также существовал ряд захудалых постоялых дворов. Известный путешественник Ф. Вигель называл «Одесскую» скорее трактиром, расположенным «на рубеже предполагаемой Европы и существующей Азии» (рубеж старой Ак-Мечети и нового Симферополя), «Афинская» мало чем отличалась, однако была более доступной по стоимости.
После того, как Таврический губернатор Казначеев ходатайствовал перед Новороссийским генерал-губернатором с просьбой «дозволить всем желающим учредить в Таврической губернии гостиницы, заезжие и постоялые дворы без испрошения билетов и без платежа акциза по крайней мере на десять лет», «гостиничный бизнес» в Симферополе оживился. В 1839 году появилась гостиница «Золотой якорь» (на месте сегодняшнего памятника Дыбенко), а через некоторое время в торговом доме известного таврического купца Берга начала работу гостиница «Гранд-отель» (район площади Ленина).
Позже в Симферополе работали гостиницы «Пассаж Анджело», «Россия», «Континенталь», «Большая Московская», «Сан-Ремо», «Метрополь» и другие. Это были престижные по тем временам заведения, однако самой комфортной и предпочтительной для обеспеченных путешественников являлась гостиница «Золотой Якорь». Стоимость номеров в гостиницах колебалась в зависимости от сервиса, однако большинство было доступно среднему классу.
В 1869 году один из главных застройщиков города Петр Николаевич Шнейдер основательно реконструировал здание «Золотого якоря», сделал его двухэтажным, а в начале XX века и трехэтажным, устроил в нём даже лифт и горячее водоснабжение – настоящий верх комфорта по тем временам. Гостиница стала называться «Европейская». Именно она одной из первых в городе в конце XIX века получала электричество от частной электростанции симферопольского инженера Шахвердова. На нижнем этаже гостиницы находился один из лучших ресторанов Симферополя, уютный банкетный зал и биллиардная.
После Великой Октябрьской социалистической революции, в помещениях гостиницы располагался штаб Первой Заднепровской дивизии, которой командовал Павел Дыбенко, позднее командующий частями Красной Армии в Крыму.
В 1944 году гостиницу «Европейская» взорвала отступавшая из города немецкая армия, впоследствии место её расположения расчистили и разбили сквер. Старожилы Симферополя вспоминают, что в школьном возрасте они с интересном «изучали» развалины здания.
Под гостиницей располагались обширные подвалы, какие, как позже оказалось, скрывали достаточно много тайн и «скелетов». Любопытные дети военной эпохи обнаружили в подвалах целый склад оружия. Какое-то время они таскали его оттуда и хвастались друг перед другом, пока об этом не узнали родители. Взрослые сообщили «куда следует», и развалины в тот же день оцепили военные. Из подземного склада вывезли несколько грузовиков опасного снаряжения.
Сегодня сквер, обустроенный на месте руин гостиницы, больше известен как парк кованых фигур.
Память о гостинице «Европейская» осталась в сердцах пожилых симферопольцев и в Музее истории города Симферополя, где часть выставочной экспозиции стилизована под её центральный фасад.