| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | Американские учёные случайно открыли необычное антитело, которое присоединяется к иммунным клеткам и заставляет их атаковать раковую опухоль, говорится в статье, опубликованной в журнале Science Immunology, сообщает издание «РИА Крым».
«Как нейробиолог я никогда не думал, что я опубликую статью, связанную с иммунотерапией рака. Когда мы изучали особую группу Т-клеток, предположительно предотвращающих развитие аутоиммунных заболеваний, у нас появилась идея – если рак является своеобразным антиподом этих расстройств, то тогда мы можем применять наши наработки для того, чтобы «включить» иммунную систему, а не «выключить» её», — заявил Говард Уайнер (Howard Weiner) из Гарвардского университета (США).
Как в этот день считают учёные, иммунная система обычно неплохо справляется со сдерживанием первичных опухолей, клетки которых все время находятся внутри них. Когда клетки приобретают способность двигаться самостоятельно, возникают метастазы, какие иммунная система по каким-то причинам просто не видит и не пытается подавить раковые клетки.
С другой стороны, иммунные клетки крайне редко пытаются проникнуть внутрь опухоли и начать уничтожать её изнутри, причины чего пока остаются предметом дискуссий между врачей и биологов. Многие учёные считают, что это происходит по той причине, что раковые клетки умеют вырабатывать особые «сигналы паники», какие заставляют так называемые «регулирующие Т-клетки», главные дирижеры иммунитета, не давать другим иммунным клеткам атаковать рак.
Как рассказывает Уайнер, его команда уже несколько лет работает над лечением рассеянного склероза – аутоиммунной болезни, при развитии которой иммунные клетки начинают атаковать нейроны мозга. Учёные надеялись создать антитело, которое бы «научило» эти клетки не нападать на нервную ткань и переключило бы их на реальные угрозы здоровью человека.
Экспериментируя с мышами, биологи заметили, что в мозге у здоровых грызунов было необычно много особых Т-клеток, какие отсутствовали в нервной ткани у мышей с рассеянным склерозом и при этом присутствовали в большом числе в раковых опухолях.
Это открытие натолкнуло Уайнера и его коллег на мысль, что эти клетки, защищающие мозг от атак иммунитета, могут мешать другим клеткам иммунной системы проникать в раковые опухоли. Они проверили данную идею при помощи антител, какие они создали для подавления подобных Т-клеток во время экспериментов на мозге мышей.
Добавив эти антитела в культуры иммунных клеток, учёные обнаружили, что их противораковая активность заметно повысилась за счёт блокировки способности Т-клеток вырабатывать те «сигналы паники», молекулы бета-TGF, какие отпугивают лимфоциты, уничтожающие одиночные раковые клетки вне пределов опухоли.
Затем учёные проверили, смогут ли эти антитела способствовать уничтожению опухоли в теле мышей. Имплантировав несколько культур рака в организм грызунов, учёные ввели в их кровь антитела и проследили за тем, повлияет ли это на рост раковых клеток.
Как показал этот эксперимент, антитела и вправду заставляли иммунные клетки проникать внутрь опухолей и, благодаря этому, их рост или замедлился, или полностью остановился. Подобная реакция наблюдалась сразу для нескольких типов рака – меланомы, рака прямой кишки и рака мозга. Более того, повторная имплантация опухоли через несколько месяцев после подобного лечения заканчивалась неудачей – организм мышей выработал своеобразный «иммунитет» к раку и активно защищался от него.
Как отмечает Уинер, этим открытием уже заинтересовалась компания Tilos Therapeutics, которая поможет ученым приспособить эти антитела для работы в организме человека и поможет им провести клинические испытания. Этот процесс, по самым скромным оценкам биологов, займет несколько лет, поэтому не стоит ждать, что лекарства от рака на базе таких антител появятся в больницах уже завтра. |