О тяжёлом, но прекрасном пути балерины и о том, какие предметы преподают в хореографических училищах об этом и не только «Крымской газете» сообщили балетмейстеры, руководители школы классического балета Быковых Елена и Ольга Быковы, пишет издание «Крымская газета».
Ходить на цыпочках
Чтобы попасть в балет, коренная крымчанка в седьмом поколении балетмейстер Ольга Быкова с трёх лет занималась в Евпатории художественной самодеятельностью. В 10 лет её отдали в хореографическое училище. В итоге она окончила Академию русского балета имени А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге. После выпуска Ольга Быкова работала в разных театрах оперы и балета Советского Союза, а в 90-х – даже во Франции, Греции, Китае.
– Уже когда возраст пришёл, пришлось переходить на педагогическую работу. Я работала главным балетмейстером нашего крымского музыкального театра. Совместно с братом мы поставили 11 балетных спектаклей, – рассказывает заслуженный деятель искусств РК, лауреат Государственной премии республики, кавалер ордена Дружбы Народов (Китая) Ольга Быкова.
Её дочь, Елена Быкова, также окончила хореографическое училище, работала в различных театрах оперы и балета. И, как и мама, – во Франции, Японии, Греции, Китае. В последней стране, к слову, получила статус почётного гражданина. После возвращения из Китая Елена решила организовать свою балетную школу. Первые выпускники школы классического балета Быковых уже учатся в Санкт-Петербурге, столице России и столице Крыма, работают в крымских театрах. Также ученики школы всегда задействованы в турах Анастасии Волочковой по Крыму.
– По большому счёту, балет в Крыму вообще никак не развит. Во всех крупных городах России есть хореографические училища и театры оперы и балета. Артистка балета должна отучиться восемь лет в хореографическом училище. Поэтому приходится из Крыма уезжать на учёбу, – сетует Елена Быкова.
С десяти лет дети в хореографическом училище изучают историю театра и балета, грим, актёрское мастерство, дуэтный, историко-бытовой, народно-сценический, классический танец, историю костюмов и многое другое. Параллельно с этим они занимаются математикой, русским языком, географией и другими предметами наряду со всеми школьниками их возраста. К сожалению, пока в Крыму специалистов должного уровня для своего хореографического училища нет.
И говорить по-французски
– Обучение в школе проходит на французском языке. Каждая позочка, каждый пальчик, поворот глаз имеет своё определение на французском, и буквально в каждом движении может быть миллион ошибок. Балет – это филигранное искусство, очень тяжёлое, добивающиеся годами. Например, если в хип-хопе уже в конце года обучения ребёнок может скакать, то здесь и 6, и 7 лет можно потратить, чтобы человек красиво станцевал какую-нибудь вариацию из балета, – рассказывает Елена Быкова.
Российская школа балета считается лучшей в мире. Как в музыке постановка рук, так в танце постановка корпуса, рук, ног, головы и начальное обучение образуют фундамент, на котором можно что-то строить. За границей данный фундамент чётко не соблюдается. Как бы тамошние хореографы ни старались скопировать его у российской школы, им это не удаётся.
– Русскую школу мы видим везде. По ученикам видно, работает ли педагог с основами русской школы, – отмечает Ольга Быкова.
В школу классического балета берут детей с трёх лет, также есть группа шестилеток, и группы более старших детей – 9-12 и 15-18 лет. Для трёхлетних детей занятия проходят в игровой форме. С ними занимаются развитием ритмики, музыкальности, данных. В тренировку данных входят растяжки, шпагаты, мостики, выворотность, гибкость, исполняют элементарные лёгкие танцы. Также детишки изучают основы французского языка, позиции ног, рук. С возрастом идёт усложнение программы.
У более старшей группы занятия проходят по системе хореографического училища – упражнения у палки, на середине зала, прыжковые комбинации, занятия на пальцах и репетиция номеров.
Раз в два месяца ученики выезжают на международные конкурсы. Кроме этого, они всегда участвуют в концертах в своих школах.
Перед выпускниками хореографических училищ и университетов открываются широкие возможности: от шоу-балетов и ансамблей до преподавательской деятельности. Особенно востребованы наши квалифицированные хореографы за рубежом.
Но приходят в балет не только дети. В школе сейчас обучаются две группы взрослых, для которых балет – это мечта детства. Врачи, архитекторы, переводчики и даже полковники несколько раз в неделю погружаются в мир прекрасного. Многие говорят, что для них занятия балетом – это уместная альтернатива обычному фитнесу.
Мифы о невероятно жёстких диетах в балете не больше чем мифы, отмечают балетмейстеры. Своим ученикам они советуют есть всё, а в танцевальном классе «выпрыгивать» всё лишнее.
– Балерины едят как все нормальные люди. А иногда даже больше! Если 5 часов в зале приходится скакать, то на одном салатном листочке ты не продержишься. В крупные балеты берут генетически худеньких девочек. А если возникают сомнения, то даже могут попросить посмотреть на маму. Когда я поступала в Московское хореографическое училище, конкурс был 200 человек на место. Можно из них выбрать одну худенькую и стройненькую? Выбирают обычно 15 человек на класс, поэтому они все как на подбор, – объясняет Елена Быкова.
Мужская поддержка
Занимаются балетом не только девочки. В школе хорошо себя зарекомендовали несколько ребят в младшей группе и один – в старшей.
– Чаще всего мальчики к нам приходят, смотрят, месяц занимаются и больше не приходят. Может быть, их задавливает количество девочек. Или окружающие мальчишки перестают их воспринимать всерьёз. Хотя мы считаем, что мальчику нужно заниматься танцами. Пусть не для того, чтобы стать артистом, но для осанки, чувства такта, ритма, музыкальности, – поясняет Елена Быкова. – Чтобы он мог станцевать вальс в школе лучше других.