Вот те на! Новоназначенный постоянный представитель США при ООН Никки Хейли прямым текстом и абсолютно однозначно заявила, что меры против России будут оставаться в силе до тех пор, пока Крым не будет возвращен Украине , передаёт «Крымское Эхо».
Она же связала этот тезис с усилением «агрессии» России на востоке Украины: «Мы и вправду желаем улучшить отношения с Россией. Тем не менее катастрофическая ситуация на востоке Украины требует ясного и жесткого осуждения действий России», — сказала Никки Хейли во время своего первого выступления в Совете Безопасности ООН. И добавила: Вашингтон по-прежнему считает Крым частью Украины и призывает Россию положить конец оккупации полуострова.
Это вам иллюстрация к тезису, который не уставая твердили нам отечественные политологи, уговаривая не поддаваться искушению влюбиться в 45-го президента и ждать от него дружеских и нежных объятий. Реальная политика: вот тут Рекс Уэйн Тиллерсон с его широко известным орденом Дружбы народов — а с другой Никки Хейли с её однозначным заявлением.
С одной стороны — ослабление санкций, о которых стало известно днём ранее, введенных США против ФСБ России из-за обвинений в причастности к кибератакам; с другой — объяснение, которым пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер сопроводил это сообщение: дескать, осторожно, оно не является сигналом изменения политики США в отношении России и постепенного снятия санкций.
Больше похоже на то, что в Белом доме просто прощупывают настроения населения, пытаясь усидеть на двух стульях: и с Путиным хочется задружиться, и импичмента избежать…
В этом смысле наиболее интересна публикация в штатовском солидном журнале TheNationalInterest, Здесь Мэтью Рожански — директор Института Кеннана при Международном научном центре имени Вудро Вильсона в Вашингтоне в своей статье «Российско-украинский конфликт: перспективное решение» подробно сложившуюся на востоке Украины ситуацию, повторяя все заезженные штампы, отправной точкой которых является его утверждение о «захвате Россией Крыма».
О них мы не будем — они же заезженные! Остановимся на второй части длинной статьи Рожански. А посвящена она предложениям, как вести себя Штатам по отношению к двум «сторонам конфликта». Автор уверен, что США «могут и должны сыграть центральную роль в деле урегулирования конфликта между Украиной и Россией, а также на переговорах и в стратегических усилиях, направленных на создание условий для его прочного и окончательного разрешения. В качестве первого шага Вашингтон должен заручиться согласием сторон на свое вступление в нормандский формат, чтобы стать официальным участником текущего процесса».
Как известно, Штаты отстранились от видимого участия в разрешении конфликта, предоставив Евросоюзу вести главную роль (во всяком случае, так это разъясняет автор статьи). «К настоящему времени этот процесс породил неловкую и порой дестабилизирующую ситуацию, в которой Европа вроде бы представляет коллективную позицию Запада на переговорах с Россией, однако США по-прежнему держат в своих руках многие важные козыри, и могут дать Москве стимулы для сотрудничества, а также сдержать дальнейшую российскую агрессию на Украине и в регионе».
Рожански предлагает: чтобы возникло доверие — а его простым официальным вступлением Вашингтона в переговорный процесс не достичь, — необходимо, чтобы «каждый шаг новой дорожной карты проверяла компетентная и дееспособная третья сторона. Участники нормандского формата и США не должны становиться такими третьими сторонами. В их число должны войти европейские и евразийские государства, пользующиеся глубоким доверием и поддерживающие плодотворные отношения с Москвой и Киевом».
Между таких стран автор называет Финляндию, Австрию, Швейцарию, Белоруссию, Казахстан и так далее. Чтобы придать этой самой «новой дорожной карте» вес, её необходимо утвердить на Постоянном совете ОБСЕ.
Однако проблема Донбасса, считает автор, в этот день заслонила собой другую «горячую тему», тему Крыма, — а она «является ещё одной центральной движущей силой украинско-российского конфликта. Вашингтон не должен самообольщаться, думая, что Россия откажется от этой новообретенной территории, а Украина согласится на некую номинальную финансовую или какую-то другую компенсацию за отказ от своих законных и суверенных прав. Однако по целому ряду причин, и прежде всего, потому что военный конфликт из-за Крыма маловероятен, США в своей политике должны сосредоточиться на урегулировании ситуации в Донбассе. Наверное, США следует занять по Крыму такую же позицию, какую они занимали в отношении советской оккупации прибалтийских государств с 1939 по 1991 год: долговременное непризнание».
…Комментируя выступление Хейли в Совбезе ООН, постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин сослался на то, что жители Крыма проголосовали за вхождение полуострова в состав России: «В этой связи нельзя не вспомнить, что в конституции Соединенных Штатов прозвучали такие замечательные исторические слова: „Мы, народ" […] Народ Крыма вполне определенно выразил свою волю на референдуме». Он заявил, что власти Украины пытаются добиться не нормализации ситуации на востоке страны, а военного решения конфликта.
Чуркин, разумеется, боец, однако кому он говорит о демократии и конституции? Тем, для кого единственный способ существования — грабеж и насилие?
Не ждите от Трампа сосредоточения на внутренних делах США: просто он включил Донбасс и Крым в свои национальные интересы. И всё…