Закон о выборах губернатора из одного кандидата готовятся рассматривать в заксобрании, сообщает издание «Севастопольская газета».
2017 год с самого начала ознаменовался главной новостью, не сходящей с уст и экранов — прямых выборов губернатора. Казалось бы, народ, наконец-то, сможет избрать себе главу сам, с другой стороны, вероятно особого выбора у севастопольцев не будет.
Радетели демократии победили. В устав города осенью 2016 года были внесены изменения, согласно которым впредь губернатор Севастополя будет избираться всенародно, на референдуме.
Теперь надо принять три закона — непосредственно «О выборах губернатора», «О референдуме в Севастополе» и «Об отзыве губернатора с должности», ведь избранный всенародно глава этому народу может и не понравиться. К слову, закон об отзыве губернатора с должности может быть применен только через год после вступления главы региона в неё — так что, дорогие севастопольцы, даже если нам не понравится дружно избранный губернатор уже через месяц, он честно (или как удастся) отработает на своем посту ещё 11.
Первым местные законотворцы разработали и готовятся принять закон «О выборах губернатора в городе Севастополе». Автором документа выступил врио губернатора Дмитрий Овсянников.
По случаю важности законопроекта Общественной палатой были организованы общественные слушания, призванные обсудить содержание закона с народом. Выяснилось, что документ немного коряв, несколько многословен и витиеват, кроме того, содержит нормы, противоречащие «менталитету севастопольцев», или не содержит норм, какие с этим особым менталитетом местных жителей совпали б в унисон.
Закон, который будут рассматривать в первом чтении в Законодательном собрании Севастополя уже 24 января, как бы «заточен» под определенные цели. Или под определенного человека. Рассмотрим подробнее.
В законопроекте «О выборах губернатора в городе Севастополе» не прописана возможность для самовыдвижения кандидатов. Этим правом, согласно документу, будут обладать только политические партии и их региональные отделения (в России 77 политических партий, и 23 их региональных отделения присутствуют в Севастополе). Хотя партии и могут выдвигать и своих членов, и беспартийных, данная норма заставляет перспективных севастопольцев, какие могли бы попытать счастья на политическом небосклоне, «ложиться» под конкретную политическую силу, что автоматически и априори купирует потенциал сильных и ярких личностей.
Правительство города в качестве автора законопроекта аргументирует свое нежелание видеть в кандидатах в губернаторы самовыдвиженцев двумя предложениями, озвученными представителем правительства в заксобрании Михаилом Вавиловым.
— В 72 регионах РФ отсутствует возможность самовыдвижения на должность губернатора. И мы решили, что количество партий дает довольно большое поле возможностей, чтобы иметь достаточное количество кандидатов на выборах в Севастополе, — сказал чиновник.
Ещё одной преградой для полной реализации севастопольцами так давно ожидаемого ими закона о прямых всенародных выборах губернатора (которого они должны выбрать сами и который, наконец-то, справится с управлением города даже лучше Владимира Яцубы) является максимально жесткий муниципальный фильтр, прописанный в новом законопроекте по версии правительства. Можно было установить одобрение кандидата шестью депутатами-муниципальщиками, установили двенадцатью-тринадцатью. Можно было установить обязательное участие в одобрении кандидата депутатов от половины МО, установили от трёх четвертей.
По словам М.Вавилова, данную норму можно пересмотреть в качестве поправки в закон, которую парламентарии в состоянии принять во втором чтении закона. Будет ли это сделано, пока сказать трудно, но существующий в документе порядок открывает широкую дорогу только одному кандидату — от партии «Единая Россия». Именно эта партия имеет большинство почти во всех МО (75 человек или 62,5% от общего числа депутатов-муниципальщиков), только её выдвиженцу реально собрать одобрение 12 депутатов из семи округов. Ведь как признался представитель КПРФ, «как бы уважительно я не относился к конкретному человеку, я не пойду против линии партии и не дам свою подпись стороннему кандидату».
Несмотря на сложные математические расчеты правительства, после которых они пришли к выводу, что на выборах губернатора в Севастополе будет 9 кандидатов, если закон не скорректируется, реальный кандидат будет один — выдвиженец от единороссов, пусть и прошедший процедуру праймериз. А если этот кандидат не будет нравится общественности, это, по всей вероятности, проблема самой общественности и на выборы никак не повлияет.
— Это субъективные оценки, а мы не доллары, чтоб всем нравиться, — заявил М.Вавилов.
Давняя мечта местных жителей — видеть на посту губернатора коренного севастопольца (желательно с мозгами, но это вторично) — также разбивается о федеральную норму, которую создатели местного законопроекта не преминули вставить в документ: кандидатом может быть гражданин РФ не моложе 30 лет, и иметь местную прописку и опыт долгой жизни в городе ему при этом не требуется. Ценз оседлости при реализации пассивного избирательного права в России применяется только в отношении кандидатов в президенты страны. Иными словами, согласно федеральному законодательству, ценз оседлости не касается выборов на высшие госдолжности субъектов федерации. Это подвох законодательства горячо любимой родины, и, несмотря на выкрики из зала: «Севастополь должен стать первым и поменять устоявшиеся нормы!», как выразилась руководитель севастопольского «Русского блока» Ольга Манько, «здесь нет смысла экспериментировать».
Вызывает серьезные опасения ещё одна федеральная норма, против которой, скорее всего, не будут выступать (и обращаться по этому поводу в правительство Российской Федерации) севастопольские законотворцы. Речь идёт об активном избирательном праве, которое предоставлено военнослужащим-срочникам (они приехали в Севастополь всего на несколько месяцев с разных концов страны и, наиболее вероятно, духом и жизнью города проникнуться шансов не имеют). Понятно, что это общероссийская норма (ФЗ 67, ст.17, п.5), но Севастополь в данном случае, представляет собой прецедент.
Сравним два региона — Севастополь и Санкт-Петербург. Если, к примеру, в Санкт-Петербурге проживают 5 млн человек, то участие срочников в выборах в городе Петра не так заметно — их количество (несколько тысяч человек) на фоне пяти миллионов ничтожно. В Севастополе официально проживает 420 тысяч. При этом Севастополь «более военный» город и гарнизонов здесь больше, срочники, таким образом, представляют довольно внушительный процент, — если не населения, то электората. При этом не является секретом традиция военных выборов — как им скажут, так они и проголосуют. В первые пятнадцать минут после открытия избирательных участков... Нельзя сказать, что этот фактор повышает нормы демократии в отдельно взятом Севастополе.
Интересен нюанс с требованиями к кандидату, касающимися гражданства, — «не имеет права быть избранным губернатором гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства». Все севастопольцы не лишены гражданства Украины, то есть, по сути и де-факто, ими остаются, а значит, не имеют пассивного права на участие в выборах. Что, при надобности, легко доказать. Было бы справедливо и в этом пункте закона обозначить особое положение Севастополя — ан, нет.
Почему нельзя подготовить документ с максимально открытым полем для воплощения всех демократических чаяний севастопольцев, не совсем понятно. Так откровенно готовить закон под одного человека довольно недальновидно, тем более в Севастополе — где народ исторически всегда активен и молчать не будет.
Из кого выбирать?
Под давлением всех этих факторов явным фаворитом губернаторской гонки ещё до её начала стал действующий градоначальник Дмитрий Овсянников. Его кандидатуру поддерживают и другие потенциальные претенденты на кресло — депутат Госдумы от Севастополя Дмитрий Белик, которому пока нет резона бороться за пост губернатора, и депутат, в прошлом «народный мэр» Алексей Чалый, любимчик публики, у которого не получается стать политиком.
Открыто о своем намерении бороться за пост губернатора объявил один из аксакалов севастопольской политики Евгений Дубовик, которого уже выдвинула в качестве своего кандидата «Справедливая Россия». В кандидаты от «Родины» пророчат экс-нардепа от «Партии регионов» Вадима Колесниченко, а от «ЛДПР» нынешнего депутата заксобрания Илью Журавлева.
Как обычно появляются и фантастические предсказания по кандидатам — например, в отношении бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Многие эксперты уверены, что Сергей Аксенов и его окружение выставят на эти выборы так называемого «крымского» кандидата.
По всей видимости засобирался на выборы и «соратник» Олег Николаев. По крайней мере, билборды, штатные активисты и агитки у него уж есть. Параллельно О.Николаев начал критиковать главного фаворита предстоящей кампании Д.Овсянникова, мол, тот и «нерешителен, и непоследователен», подвержен «молодецкой горячности».
Возможно, желание побороться за место под солнцем появится и у севастопольских бизнесменов — проигравших праймериз «Единой России» в 2016 году владельца ТЦ «Муссон» Владимира Плотки и директора ТЦ «Добрострой» Сергея Лисейцева.