Какие политические события были знаковыми для Крыма в уходящем году и чего нам ждать от 2017-го?
Игорь Рябов, политолог, руководитель экспертной группы «Крымский проект»:
– Запаса прочности и оптимизма крымчан с лихвой хватило на то, чтобы первые выборы в Государственную Думу в новейшей крымской истории прошли успешно даже в отсутствие реальной политической конкурентной борьбы. Сам факт участия Крыма в этих выборах стоит оценить очень высоко, это и вправду историческое событие. Потому Как это ещё один этап интеграции республики в российское правовое поле.
Таким же очередным интеграционным актом, о котором теперь даже стали подзабывать, оказалось неожиданное решение президента о «переводе». Крыма и Севастополя в Южный федеральный округ. Крым стал теперь административной частью всего российского Юга.
С точки зрения координации управления это решение дало только плюсы. Представительство президента по Южному федеральному округу и крупнее, и опытнее недолго просуществовавшего крымского постпредства. Чиновники, какие уже познакомились с крымскими регионами и республиканской властью, вызывают у крымчан уважение, очень профессионально работают, при этом понимают весь уровень проблем в Крыму и готовы помогать в их решении. В целом год всё-таки был больше с приобретениями, ведь даже если говорить об Украине, «которую мы теряем», всё не так однозначно: туристический поток с Украины в Крым, несмотря на все сложности и транспортную блокаду, только растёт. Поток украинских туристов оценивается примерно в миллион человек.
Если говорить о прогнозах на 2017 год – прогнозировать можно в нынешних условиях только одно: скучно не будет. Просто также не будет. И наша общая задача – даже в самых непростых ситуациях оставаться порядочными, выдержанными и уверенными в себе людьми, какие чётко понимают свои цели.
Денис Батурин, политолог, член Общественной палаты Республики Крым:
– Мы уже много раз вспоминали, и стоит ещё раз вспомнить то, как мы достойно пережили энергоблокаду 2015-2016 годов. У этого события сложный характер, однако, несмотря на это, общество и власть были едины. Никаких криминогенных ситуаций в связи с отключениями света не происходило. На мой взгляд, это признак зрелости крымского и российского общества. Между итогов 2016 года для Крыма стоит подчеркнуть то, что крымская власть выдержала один из экзаменов – избежала региональных межэлитных конфликтов. А для федерального центра – Москвы – это один из показателей благополучия региона. Несмотря на то что в работе некоторых ведомств существуют прорехи, общество по-прежнему относится к этому с пониманием, ссылаясь на трудности перехода Крыма в Россию. Там, где есть халатность и недоработки, общество мириться не готово. И хотелось бы, чтобы власти исправили данные моменты уже в наступающем году.
Для России в целом 2016 год оказался годом испытаний. Однако персональный итог – признание Владимира Путина самым влиятельным политиком года по версии американского журнала Forbes. Это плод продуманной политики нашего президента в отношении западных партнёров и участия России в глобальных политических процессах. Важно и то, что Россия показала всему миру, как требуется бороться с терроризмом в Сирии. Несмотря на то что Пальмира вновь захвачена террористами и нам придётся освобождать её ещё раз, концерт симфонического оркестра Гергиева в марте 2016 показал, насколько значимо участие нашей страны в политических процессах Ближнего Востока и влияет на общечеловеческое наследие.
Александр Форманчук, руководитель крымского регионального отделения фонда «Институт социально-экономических и политических исследований»:
– Успешно завершился процесс политической интеграции Крыма в российское государственное пространство. Однако самое важное событие уходящего года – выборы депутатов в Госдуму РФ. Имея там своих депутатов, мы можем достаточно эффективно защищать свои интересы в высшем законодательном органе страны. Преодоление атак со стороны Украины и всевозможные блокады – лучшая гарантия того, что Крым обладает тем уровнем прочности, который обеспечивает нам стабильное развитие. Сюда можно добавить сохранение доверия крымчан к нашему руководству в лице Владимира Константинова и Сергея Аксёнова. Успешное возведение Крымского моста под патронатом президента – также гарантия нашего успешного движения в будущее.
Михаил Нейжмаков, ведущий аналитик «Агентства политических и экономических коммуникаций»:
– Между политических событий 2016 года в Крыму стоит отметить активизацию украинских диверсантов. Киев стал вести более рискованную игру. Весьма вероятно, что попытки украинских спецслужб использовать такую тактику на полуострове будут повторяться. На ситуацию может дополнительно влиять соперничество между СБУ и Главным управлением разведки Минобороны Украины, попытки одной из этих спецслужб набрать очки на фоне неудач другой. Произошедшее в ноябре задержание сотрудниками СБУ двух российских военнослужащих на пункте пропуска «Джанкой». могло быть спровоцировано в том числе такой конкурентной борьбой. Другим событием 2016 года, которое может повлиять на ситуацию вокруг Крыма, стало примирение Москвы и Анкары. Конечно, после этого от турецких верхов неоднократно прозвучали заявления, что они не признают полуостров частью России. Однако на деле Крым уже посещали турецкие бизнесмены и чиновники (в том числе представители правящей Партии справедливости и развития). Эта оттепель может принести региону заметные плюсы. Ведь даже несмотря на разногласия по Сирии, конфронтация с Москвой невыгодна Анкаре.
Николай Кузьмин, член Экспертно-консультативного совета при Главе РК:
– 2016 год стал годом вопросов. Все значительные события порождали ещё более значительные вопросы, ответов на какие пока нет. Что будут представлять из себя США при президентстве Трампа и как будут складываться американско-российские отношения при новой вашингтонской администрации? Как будет Евросоюз разруливать отношения с Великобританией после брекзита и что такое Великобритания вне ЕС? Как Евросоюз будет выруливать из тупика, в который его загнало нынешнее поколение европейских лидеров? Сколько ещё сможет продолжаться бедлам на Украине и как быстро перейдёт в острую фазу следующий политический кризис, зарождение которого сейчас идёт на наших глазах? Как будут развиваться события в Сирии после коренного перелома в войне, которым, без сомнения, стало освобождение Алеппо? Какими методами можно бороться с новыми типами терроризма, когда некий идейно заражённый одиночка принимает решение отнять жизни людей доступными ему способами? Как будет меняться политическая система России после столь серьёзных кадровых перестановок, какие мы могли наблюдать во второй половине уходящего года? Что такое Турция для России после попытки свержения Эрдогана: новый союзник или старый враг, подлизывающийся в промежуток времени временных трудностей? Все данные вопросы поставил перед нами уходящий год и не дал на них ответов. Поэтому главное ожидание от года наступающего – получить ответы. И ведь почти все данные вопросы так или иначе касаются будущего Крыма.