ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ГОСТЯХ КОНЦЕРТНОГО СЕЗОНА 2016
Об этом пишет издание «Крымское Эхо».
Подошел к концу гастрольный сезон в Крыму. Многие артисты побывали на различных сценических площадках городов полуострова. Обо всех рассказать невозможно, поэтому расскажу о некоторых концертных событиях.
Сколько я себя помню, для меня концерт ансамбля, представляющего народное творчество, всегда был именно событием, наверное, потому, что в молодости я много лет работал солистом балета в военном ансамбле песни и пляски. И, возможно, поэтому хочется поделиться своими впечатлениями от выступлений солидных коллективов, представляющих народное творчество.
Да, именно событиями можно называть концерты таких команд, как Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири имени Михаила Годенко, Государственный академический Кубанский казачий хор, Государственный академический ордена Дружбы народов ансамбль песни и пляски донских казаков имени А. Квасова, Государственный казачий ансамбль песни и танца «Ставрополье». Данные залуженные коллективы не только сохраняют истоки национального творчества, однако и несут зрителю богатство и глубину народной души.
В начале июля красноярцы привезли в Крым программу, большинство номеров из которой были показаны более чем в семидесяти странах мира. Широта сибирского характера, красота девушек и удаль парней завораживают зрителя с первых тактов и па. Когда на сцене постепенно друг за другом появляются более двух десятков барышень в роскошных сарафанах, и все как одна с шикарными белыми косами – зритель в восторге!
Это не то, что представляют блондинки Фридрих-штадт-паласа в Берлине. Там уклон на модерн и костюмы, а точнее, на их на практике отсутствие. А здесь девушки, казалось бы, почти ничего не делают («Околица» хореография Татьяны Измайловой) — они просто идут, и это действие околдовывает зал.
Праздник продолжается. В центре этого хореографического пиршества легендарные постановки метра хореографии Михаила Годенко: «Сибирь моя», «Енисейские речники», «Вдоль по улице». Данные шедевры уже много лет радуют зрителя и не только в исполнении красноярцев, однако и в постановках других коллективов.
Я начинал свою военную карьеру в Магдебургском ансамбле песни и пляски, в репертуаре которого был танец «Сибирская потеха» (постановка М. Годенко). Данный балагурный номер с особым энтузиазмом принимался как нашим зрителем, так и немецким, (тогда мы работали в Германской Демократической Республике, была такая страна). Это пример того, что творения народного артиста СССР М. Годенко как птицы разлетелись по свету и вот уже более полувека радуют зрителей в разных странах.
Красноярский ансамбль, как любой другой, живет и развивается. Сегодня руководит коллективом внук легендарного Бориса Моисеева, заслуженный артист России Владимир Моисеев. Он всегда с радостью привозит свою команду в Крым, ведь это для него не чужбина. Он вырос в Коктебеле и до сих пор, как только появляется возможность, стремится посетить родные места у подножья Кара-Дага.
Под руководством В. Моисеева хореографы Аркадий Кандаков, Николай Андросов, Александр Матус-Марчук создают достойные композиции. Высокий профессионализм показали солисты ансамбля, между которых хочется особенно отметить Демьяна Тухтачева, Ирину Новикову, Евгения Верхошапова. Вспоминаю себя студентом хореографического отделения, как мы мечтали увидеть в Столице Крыма академическую работу выдающихся хореографов страны...
Сегодня ансамбль танца Сибири каждым концертом, каждым своим номером подтверждает высокое почетное звание академического коллектива, в том числе и в казачьем плясе «Красный яр», постановка Михаила Годенко.
Для сибиряков не чужд дух вольного казачества. Сибирские казаки внесли свой вклад в развитие народного творчества. Давняя дружба связывает коллектив красноярцев с Кубанским казачьим хором, который является частым гостем на сценах Крыма и горячо любим крымским зрителем.
В последние полтора десятка лет сложилась хорошая традиция: каждый год кубанцы радуют нас своим творчеством. И крымчане не остаются в долгу: залы на концертах казаков всегда переполнены до отказа так, что приходится доставлять дополнительные ряды стульев. И в этом юбилейном сезоне, когда Кубанскому казачьему хору исполняется 205 лет, коллектив привез в конце июля крымчанам обновленную программу.
Яркие, колоритные казаки-хоровики все как один бородатые и боевые. По словам директора коллектива, заслуженного работника культуры России, Украины и Адыгеи Анатолия Арефьева, «бороды и даже усы – все настоящее». Украшением коллектива являются милые, нарядные звонкоголосые казачки.
Наряду с новыми балладами и строевыми песнями исполнители не забыли привезти с собой и свои хиты: «Любо, братцы, любо», солист заслуженный артист России Виктор Сорокин, «Ой я знаю, що грих маю» солистка заслуженная артистка Карачаево-Черкесской Республики Евгения Джеваго. Этих солистов крымчане неизменно вызывают на бис и просто заваливают цветами.
Особенно мне запомнился солист хора заслуженный артист России и Адыгеи Владимир Заниздра, который вместе с Анастасией Куликовой зажигательно солирует в песне «Ты ж мэнэ пидманула». Владимир, даже когда не солирует, а поет в хоре, находится все время в образе. Обыгрывая каждую песню, артист вытворяет на сцене такие казачьи штучки-дрючки, что за ним невольно наблюдаешь в течение всего концерта: вдруг он опять выкинет что-нибудь ещё, а ты пропустишь …
Под конец представления песня «Ой мий мылый варенычкив хочэ» в исполнении Марины Ищенко и заслуженного артиста Чеченской Республики Алексея Красноперова буквально взорвала зал. После нескольких бисовок артистов таки отпустили с охапкой цветов.
Наш армейский ансамбль также исполнял казачьи песни, между которых одна из любимых была «Едут по Берлину наши казаки». Вспоминаю, как немцы принимали данную песню на наших концертах. Они, в основном, понимали некоторые слова, между которых были «Берлин» и «казаки», однако, тем не менее, восторгу зала не было предела.
Мне кажется, что успех именно этой песни объясняется просто: дело в том, что в те времена была популярна песня «Казачок» немецкой группы «Чингисхан», что подогревало интерес к казачьей теме. У кубанцев «Едут по Берлину наши казаки» исполняется ближе к финалу концерта и неизменно под бурные овации зрителей.
Хореографические композиции не только довершают вокальную картину, однако выступают как самостоятельные номера – яркие сцены из жизни казачества.
Особо хочу сказать о хореографической композиции на темы обрядных танцев народа Адыгеи, какие по духу близки крымским татарам. Данный красивый танцевальный венок, переплетенный яркими костюмами и колоритной музыкой трогает душу зрителя, и является данью большой дружбе адыгов и казаков.
Трагический пафос песни «Горькая моя Родина» возносит Русь Соборную ,прошедшую через все тяготы исторического развития. Не точку, однако восклицательный знак в финале концерта ставит песня «Встань за веру, Русская земля». По понятным причинам в советские времена мы на данную мелодию пели марш «Прощание славянки» на стихи Василия Агапкина.
Художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко, настолько заслуженный человек и талантливый наставник, что хочется перечислить все его звания: народный артист России, Украины, Карачаево-Черкесской республики, Республики Адыгея и Республики Абхазия, лауреат Государственной премии России, профессор, композитор.
На одном из юбилейных концертов маэстро сказал: «Традиционная народная культура включает в себя, прежде всего веру, язык и фольклор... Народ все это хранит в себе. В песнях и танцах казачества выражается его героический дух». Данные слова – квинтэссенция, суть творчества любого казачьего коллектива.
Если Кубанский казачий хор завсегдатай в Крыму, то ансамбль песни и пляски донских казаков только начинает знакомиться с крымским зрителем, и надо сказать, что довольно успешно. В августе коллектив порадовал своим юбилейным туром жителей Симферополя, Севастополя, Ялты, Керчи, Сак и Евпатории. Так получилось, что совпало два юбилея: 500 лет назад в поисках вольной жизни с территории нынешней Украины казаки пришли на Дон и в этом году исполняется 80 лет существования ансамбля.
Почти сорок лет руководил ансамблем Донских казаков народный артист России, лауреат Государственной Премии им. М. Глинки, профессор Анатолий Квасов, который считал, что песни должны звучать «не только как прекрасные памятники старины, однако как жизненное искусство сегодняшнего дня».
Продолжая традиции, заложенные А. Квасовым, художественный руководитель ансамбля Заслуженный артист России Александр Буйвол не только успешно направляет творческий процесс в коллективе, однако и сам солирует во многих номерах. Песня «Не для меня» в его исполнении наполнена глубокой грустью и трагизмом, а его зажигательное «любо» в песне «Козаку подставит губы сладкие, как мед» не оставляет равнодушных в зале.
Ранее Александр был солистом хора и кому, как не ему знать творческие секреты А. Квасова. Вот уже более двадцати лет А. Буйвол вместе с директором ансамбля Натальей Шепелевой пропагандируют искусство ансамбля Донских казаков в России и за рубежом. В том, что крымский зритель наконец-то увидел данный замечательный коллектив на своих сценах большая заслуга руководителей коллектива.
Выступления шли как по накатанным рельсам. Тон концерту задала заглавная песня «По Дону гуляет», где верхние голоса разукрашивают мелодию, как лучи восходящего солнца, а теноры и басы придают торжественность и пафос. Затем вокальные номера стремительно сменяли друг друга, в которых выделялась работа солисток Дарьи Косыкиной и Елены Буйвол. Напряжение концерта достигло такого накала, что у солиста на балалайке не выдержали струны. Это, впрочем, не помешало профессионалам с успехом закончить номер.
Понравилось искусство лидеров танцевальной группы Виктории Слезовой, Рената Абжалимова, Владимира Бакаляр, Василия Глебова. Хореографические картинки выразительно показали жизнь казаков в разные времена года. Танец «Зимушка» и миниатюра «Деды» наполнены весельем и тонким народным юмором.
В ансамбле именно музыканты выступают фундаментом как вокальных, так и хореографических композиций. Оркестр – это душа всего творческого коллектива. Инструменталисты достойно представляют свое искусство в каждой песне и танце, проявляют фантастическую виртуозность в сольных номерах.
Характерно, что в репертуаре всех казачьих коллективов присутствует популярная народная песня «Любо, братцы, любо». Споры о происхождении её идут до сих пор. Разные источники отдают пальму первенства то ростовчанам, то кубанцам, то ставропольцам. К истории создания песни причастны даже крымские татары, борьба с которыми в давние времена вдохновила казаков на создание этого шедевра.
Но прошли годы. Любая народная песня живет и изменяется. Сегодня её с удовольствием слушают и поют в Ростове и на Кубани, в Ставрополье и в Крыму.
В сентябре со своими концертами на полуостров приехал ансамбль «Ставрополье». Это также новый коллектив для крымского зрителя. Казалось бы, соседи ростовских и кубанских казаков, а как разнится искусство ставропольцев! Здесь больше кавказских мотивов (Терская плясовая «Шамиль», «Казачий пляс») и даже турецких («Некрасовские вечерушки»).
Про некрасовских казаков хочется сказать отдельно. Когда они в начале ХVIII века в поисках вольности ушли с Дона, то судьба разметала их от Крымского ханства до Дуная, от Бессарабии до Турции. Проживая рядом с другими народами некрасовцы впитали в себя культуру крымских татар, болгар, молдаван, турок. Соединив все лучшее от разных пародов, получили такой песенный, танцевальный и обрядовый микст, который не встречается больше нигде. Вот откуда у некрасовских казаков в костюмах, наряду с шароварами, военными лампасами и сапогами, встречаются болгарская обувь и молдавские кушаки, короткие куртки-венгерки и кавказские черкески.
Однако как бы ни было долгим скитание некрасовцев по свету они вернулись на Ставрополье, принеся с собой богатые культурные традиции разных народов. Поэтому искусство ансамбля «Ставрополье» с восторгом воспринимается как россиянами, так и украинцами, крымскими татарами, турками и многочисленными народами Кавказа. А в Крыму, где проживают более 175 национальностей, данные песни звучат как родные, данные танцы и костюмы повторяют традиции многих крымских народов.
Неотъемлемые атрибуты войска вольного — сабли, кинжалы и кнуты. Танец «Молодцам казакам» наполнен демонстрацией высокого класса владения оружием.
В хореографических композициях зачастую участвует и хор, однако не как статисты, а как активная подтанцовка и мощный вокал. Чтобы не сковывать свою хореографию, вокалисты используют беспроводные миниатюрные радиомикрофоны. Это дает им возможность и петь, и танцевать одновременно.
О выступлении почетного деятеля искусств Ставропольского Края, лауреата Премии губернатора СК Алексея Чеботарева хочется сказать отдельно. Песня «Когда мы были на войне» в его исполнении, украшенная бархатным баритоном и лихим танцем солиста, была принята на ура. Понравилась композиция о Кавказе «Уж вы горы мои» в исполнении лауреата международных конкурсов Александра Голыбочкина. В обработке лауреата Премии Правительства РФ, заслуженного работника культуры РФ, заслуженного деятеля искусств Чеченской Республики Коржовой Н.А. песня «В огороди чорна рэдька» с искренним пожеланием счастья прозвучала задорно и весело.
Балет не отказывается от хореографической помощи вокалистов, что создает не только массовость, однако и дает возможность блеснуть солистам своим талантом так, как это делают Анастасия Чернявская и Дмитрий Шелестов.
Рубка на саблях, джигитовка, необыкновенные трюки – все это неотъемлемая часть на концертах казачьих ансамблей. Зритель в восторге от удали и азарта, с которым подается это артистическое блюдо. Живой звук оркестра не только сопровождает вокалистов и танцовщиков в течение всего концерта. Музыканты показали свое высокое мастерство и в отдельном оригинальном номере. Хочется выделить игру солиста Дмитрия Верещак, почетного деятеля искусств СК, лауреата Премии губернатора СК.
Песня «Когда мы были на войне» есть в репертуаре каждого казачьего коллектива. Однако что интересно показалось для меня. Я слышал данную песню и ранее в разных исполнениях. В том числе и в исполнении нашего крымского детского фольклорного ансамбля «Радоница», под управлением солистки ансамбля «Таврия» Алены Полетневой. Так вот, это совершенно неожиданно было слышать из детских уст. Песня раздалась как взрыв, как удар саблей наотмашь. Дети вообще обладают особенной энергетикой, и потому эта песня прозвучала мощно как у ставропольцев, однако с привкусом наивного ребячьего переживания.
Завершили концерт ставропольцы символической песней, которая выражает философию отношения казачества к родине: «Русь моя, ты воля и неволя. Жестокая, ленивая, распятая, какая есть – любимая».
«Ставрополье» — один из самых молодых казачьих ансамблей, что не мешает ему успешно выступать в стране и за рубежом. Большую часть времени успешно руководит коллективом заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии Правительства Российской Федерации Иван Громаков. Как заверила меня художественный руководитель ансамбля, ласлуженная артистка России Елена Бойко, «Ставрополье» теперь будет частым гостем в Крыму».
Крымский концертный сезон 2016 удался.
Помимо фольклорных коллективов, было много классики, эстрады и рока. У каждого из четырех коллективов, о которых мы с вами поговорили, есть своя изюминка, которая делает его неповторимым и влечет зрителя, однако объединяет их одно – любовь к народу, к богатству его творчества.
Гостеприимный Крым ждет гостей на следующий концертный сезон.
На фото — ансамбль «Ставрополье»
С сайта culture.natm.ru