В минувшие выходные в Театре им.Луначарского состоялась долгожданная премьера спектакля «Анна Каренина» в постановке главного режиссера театра Григория Лифанова. Сценическая версия романа Льва Толстого увидела свет на главной драматической сцене города при государственной поддержке Министерства культуры Российской Федерации и правительства Севастополя, сообщает издание «Севастопольская газета».
Как указано в программе, спектакль выпущен к 140-летию первого издания романа. Однако насколько актуально и созвучно нашей сегодняшней жизни это произведение? Судя по тому, что в последние несколько лет в афишах российских театров то и дело появляется имя Толстого, книга о последствиях жизни во грехе не утратила своей популярности, а, скорее, даже востребована как никогда раньше.
О том, что в финале главная героиня бросится под поезд, знает, пожалуй, каждый. Можно не быть знакомым с содержанием романа, не суметь назвать имен главных действующих лиц, однако о развязке обязан ведать любой. Наверное, исходя из этих соображений, луначарцы решили избежать прыжка на рельсы и закончили повествование неожиданно ровно без лишних всхлипываний, заламывания рук и истерик. Анна Аркадьевна Каренина в исполнении актрисы Натальи Романычевой ушла в финале такой же тихой, легкой и спокойной поступью, как и появилась перед своим новым окружением в первых сценах спектакля.
Одну из самых масштабных работ театра за последние несколько лет по праву можно назвать в большей мере режиссерской, чем актерской. Размеренный, лениво-томный ход действия позволяет зрителям в полной мере, детально рассмотреть и оценить все задумки режиссерско-постановочной части. А ведь на самом деле усилиями автора сценографии Ирины Сайковской, художника по костюмам Ники Брагиной и хореографа Александра Петражицкого на сцене были воссозданы потрясающие своими масштабами полотна из жизни высшего общества Москвы и Санкт-Петербурга.
Нельзя не отметить и хорошо подобранное музыкальное оформление спектакля. В частности, узнаваемый с самых первых нот и повторяющийся не единожды «Сентиментальный вальс» Петра Чайковского.
Мир звуков, пронизывающий спектакль уже с самого начала, становится тем самым ружьем, которое должно выстрелить в конце. То и дело слышится звук поезда, готового к финальной встрече с Анной. Из глубины сцены также виднеются поезда внушительных размеров, какие в любой момент смогут отправиться прочь, в новый раз потворствуя бегству неверных. Кажется, что железнодорожные рельсы начинают в какой-то момент видеться нам повсюду.
Вернемся к спектаклю, который в буквальном смысле слова стал премьерой для ряда актеров, недавно пополнивших труппу театра, — Николая Нечаева (Алексей Вронский) и Петра Котрова (буфетчик, слуга в доме Карениных). Прекрасно справился с ролью Сережи, сына Карениных, самый юный, однако уже достаточно опытный актер — Митя Махонин.
Группа актрис, исполнивших роль сплетников высшего общества, в буквальном смысле слова перекочевала из «Дядюшкиного сна», выпущенного театром весной. Есть ещё в спектакле ряд легко узнаваемых аллюзий на постановки предыдущих лет. Небольшие штришки, легко улавливаемые постоянными зрителями театра.
Судя по мнению публики и первым отзывам о прошедшей премьере, Анна Каренина подходит точь-в-точь под едкую фразу героини из фильма «Зависть богов»: «А ваша Анна Каренина — стерва...»
Так уж сложилось, что за Н.Романычевой, исполнительницей главной роли, закрепилось подобное амплуа, — женщины, разрываемой страстями и готовой пойти на все. Готовой любить, ненавидеть, ревновать и, если нужно, умереть. Достаточно вспомнить яркие роли, созданные актрисой в спектаклях «Кармен», «Любовный хоровод», «Таланты и поклонники» и «Все в саду». После подобного творческого багажа стать вмиг мягкой и нежной — задача трудная. И, пожалуй, не главная.
Свои коготки, свой нрав и желание побороться за собственного сына, который не должен забыть мать и не думать, что она умерла, Каренина показывает в одной из последних сцен, во время встречи с графиней Лидией Ивановной. Заслуженная артистка Украины Татьяна Бурнакина очень точно находит интонацию, в которой одновременно читаются неприязнь, осуждение, отвращение и непонимание. То, с каким непоколебимым выражением лица она отчитывает нерадивую жену и мать и как стойко воспринимает истерику Карениной, делает её ещё более жесткой и хладнокровной. Не зря ведь за ней закрепился титул не только графини, однако и главной змеи высшего общества.
Наибольшее одобрение у собравшейся на премьере публики вызвал персонаж Алексея Александровича Каренина. Трудно сказать, обусловлено ли это в большей мере высоким уровнем исполнительского мастерства заслуженного артиста Украины Виталия Таганова или свою роль сыграли поведение и способность данного персонажа к всепрощению.
«Анна Каренина» — первая премьера 106-го театрального сезона. Сможет ли данный спектакль задать вектор на ближайший театральный год, покажет время. А пока не поленитесь перечитать роман и сходить на спектакль. Ведь классика, она всегда так современна.