Киев предлагается наказать Россию за «агрессию на востоке Украины и в Алеппо», отказавшись от половины российского газа, поставляемого в ЕС. В свою очередь, Брюссель не рассматривает газовый сектор в качестве инструмента санкционной политики против РФ. По словам экспертов, у Европы попросту нет альтернативы российскому топливу, сообщает издание РИА «Новый День».
Инициатором ограничения закупок Евросоюзом российского газа выступила председатель комитета Рады по иностранным делам Анна Гопко. По мнению украинских парламентариев, сокращение поставок топлива, а также приостановка реализации «Северного потока-2», станут для Москвы сдерживающим фактором, пишут «Известия».
Ранее ряд европейских политиков предлагали включить приостановку проекта «Северный поток-2» в качестве одной из мер в случае введения очередных санкций в отношении России. Но на высшем уровне подобные инициативы вряд ли будут одобрены, такую точку зрения высказал старший исследователь отдела всемирной безопасности в Центре исследований в области безопасности (CSS) Швейцарской высшей технической школы Цюриха доктор Северин Фишер.
По словам эксперта, проект стал символом диверсификации газовой политики ЕС. Многие суждения, высказываемые его противниками, неприменимы в условиях либерализованного рынка Европы. Стоит отметить, что «Северный поток-2» представляет собой строительству двух дополнительных ниток к существующей газотранспортной системе. В проекте участвуют Германия, Австрия, Франция, Англия и Голландия.
Вместе с тем, Евросоюз видит альтернативу природному российскому газу в расширении использования сжиженного газа и газохранилищ. На днях Европарламент утвердил Стратегию ЕС в отношении сжиженного газа (СПГ) и газохранилищ». В документе говорится, что сжиженному газу должен отдаваться приоритет, а «Северный поток-2» противоречит интересам Евросоюза и не должен получать финансовой поддержки или послаблений европейского законодательства.
Впрочем, любой совместный инфраструктурный проект России и Европы за последние 50 лет встречал сопротивление на политическом уровне. Разница лишь в том, что украинская инициатива попросту не может быть реализована, как Евросоюзу нечем заменить российский газ. Такая задача выполнима лишь в долгосрочной перспективе через 10-15 лет.