Симферополь, 19 октября. Вооруженные силы России завершили развертывание военного интернета – коммуникационной системы под официальным названием «Закрытый сегмент передачи данных» (ЗСПД). Как сообщают «Известия», военная сеть не соединена с глобальным интернетом, а все компьютеры, подключенные к ней, защищены от подключений несертифицированных флешек и внешних жестких дисков, сообщает издание «Крыминформ».
Внутри сети военные развернули свой электронный почтовый сервис, по которому разрешена передача секретной информации, включая документы с грифом «Особой важности».
Как рассказал «Известиям» представитель российского военного ведомства, знакомый с ситуацией, частично инфраструктура военного интернета развернута на арендованной инфраструктуре «Ростелекома», а местами на собственной распределенной инфраструктуре минобороны, которая не подключена к глобальной сети интернет. В каждой военной части стоят серверы, какие шифруют информацию, разбивают по нескольким пакетам и передают дальше. Доступ в серверные помещения строго ограничен.
«В данный момент формирование сети ЗСПД завершено, – рассказал собеседник «Известий». – Последние работы были закончены в конце лета нынешнего года, после чего сеть функционирует в полном объеме. В настоящее время мы планируем её расширять, установив дополнительные терминалы в воинских частях и учреждениях».
Как и в глобальной сети, в военном интернете есть свои сайты. Основной ресурс сети доступен по адресу mil.zs. На нем создано множество доменов третьего уровня, например domain.mil.zs. Смотреть данные сайты можно через компьютеры (работают на операционной системе МСВС – мобильной системе Вооруженных сил), какие сертифицированы службой защиты государственной тайны, также известной как Восьмое управление Генштаба. Подключение к этим компьютерам сторонних несертифицированных устройств (флеш-накопителей, принтеров, сканеров и т.д.) невозможно, при этом каждая попытка подключить купленную в магазине флешку контролируется специальным программным обеспечением и фиксируется.
«Минобороны – структура большая и географически распределенная, поэтому не имеет повсеместно собственных транспортных каналов для всех нужд, а следовательно, военным приходится арендовать ёмкости, – говорит основатель сети для «интернета вещей» Starnet alliance Анатолий Сморгонский. – Думаю, что каналы арендуются ещё и с целью резервирования каналов для повышения надежности. Создание выделенной военной сети – это правильный и логичный шаг. Даже у больших операторов общего пользования технологические сети отделены от публичного интернета, чтобы исключить риск несанкционированного доступа к оборудованию инфраструктуры».
В военном интернете создана электронная почтовая служба, которая позволяет обмениваться письмами только пользователям внутри сети. Весь документооборот военнослужащих (донесения, заявки, списки, отчеты о проделанной работе с фотографиями и т.д.) проходит именно через данный сервис.
Председатель президиума Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры интернета Дмитрий Бурков отметил, что информации о том, как именно организован интернет у военных в разных странах, в открытом доступе довольно мало, однако при этом из открытых источников известен ряд фактов об американской военной сети передачи информации.
«У американцев было много дырок. Исторически они переходили от одних протоколов к другим. Кроме того, у их было несколько сетей под разным управлением: у авиации своя, у ВМФ своя и т.д. Проблемы в их сетях связаны с тем, что они имеют слишком много стыков с интернетом, – говорит Бурков. – И отсюда возникает главная опасность – несанкционированный доступ. Причем подключение к этим сетям имеют даже различные подрядчики. Как я понимаю, Эдвард Сноуден работал в одной из аутсорсинговых компаний АНБ и, имея доступ к этой сети, смог раздобыть данные, какие позже предал огласке. Надеюсь, что наши избежали таких ошибок при планировании сети и приняли дополнительные меры предосторожности по защите и шифрованию данных.
По мнению советника президента Германа Клименко, военные поступили правильно, что сделали сеть без доступа к глобальной сети интернет. «Всё, что подключено к глобальной сети интернет, может быть «открыто», а значит, небезопасно», – резюмировал Клименко.
В «Ростелекоме» от комментариев воздержались.