Коммерсанты ничего не понимают в выращивании устриц – объясняют гидрофизики
В Крыму продолжается «война» за куски побережья между учёными-оборонщиками и устрично-мидийными фермами: стоит предпринимателям найти подходящее место, как выясняется, что оно требуется для военной науки и безопасности страны, сообщает издание
РИА «Новый День».
Выяснилось, что с 2005 года в крымском поселке Кацивели существовала ферма по выращиванию устриц и мидий. Находится она под водой, в трехстах метрах от берега, занимает площадь пять гектаров. На поверхности видны только буйки-маячки. Урожай моллюсков собирают аквалангисты – в год около 60-80 тонн мидий.
Когда в стране всерьез заговорили об импортозамещении, владелец фермы Сергей Кулик надеялся: «Мне будет дан зелёный свет: ведь я единственный в стране выращиваю устрицы – по 40 тысяч штук в год. Думал, развернусь – наращу объёмы до 400 тысяч устриц ежегодно, буду всей России поставлять».
Но в начале 2016 чиновники от военной науки сообщили, что устричное хозяйство «наносит прямой ущерб проведению фундаментальных научных исследований, обороноспособности и безопасности России».
В письме Сергею Кулику начальник управления координации и обеспечения деятельности организаций в сфере науки ФАНО Михаил Романовский сообщил: «Нахождение устрично-мидийной плантации, а также любых коммерческих объектов на территории полигона противоречит интересам Российской Федерации».
О каком полигоне идёт речь и каким исследованиям мешают устрицы, NDNews попросил рассказать заместителя директора севастопольского Морского гидрофизического института РАН Антона Георга-Копулоса.
«Новый День»: Когда ферму по выращиванию мидий выселяли из Кацивели, ссылались на ваши интересы…
Антон Георга-Копулос: Наши интересы очень простые: возле Кацивели есть район №197, закрытый для плавания, где расположена платформа Гидрофизического института, единственная действующая в Европе. Кроме того там есть «замечательные» канализационные сооружения, на выходе из которых находится эта ферма и моллюски этим питаются! Во-первых, я не понимаю людей, какие употребляют данный продукт. Во-вторых, никаких правовых оснований для нахождения фермы там нет.
«Новый День»: Однако они работали там много лет…
Антон Георга-Копулос: Они работали там примерно 12 лет, экспериментальная ферма существовала в рамках той, что работала в Академии наук Украины. Однако вообще неизвестно, как они туда попали? Вы понимаете – закрытый для плавания район.
«Новый День»: Закрытый военными?
Антон Георга-Копулос: Да! Мы испытываем там приборы двойного назначения! Например, у нас есть исследования в области неакустических методов обнаружения подводных диверсантов и подводных лодок вероятного противника. Платформа оборудована датчиками. Представляете, как мы будем что-то отслеживать, если там все время данный фермер на своем катере катается, урожай снимает, что-то еще… Однако, повторяю, экологически там не самое лучшее место! Ферму надо переносить на 3-4 км, в более чистую зону.
«Новый День»: В сторону Севастополя?
Антон Георга-Копулос: Это неважно, можно в любую сторону вынести. Главное, чтобы она не накладывалась на природоохранную зону, чтобы вышла за 500-метровую линию безопасности нашей платформы и района, закрытого для плавания.
«Новый День»: А насколько велик данный район?
Антон Георга-Копулос: Примерно шириной 5 км от берега. На самом деле в Крыму очень много мест, где можно разместить подобные фермы…
«Новый День»: Да, обнародованы несколько проектов по выращиванию этих же моллюсков в районе озера Донузлав.
Антон Георга-Копулос: Там хорошее место: песчаное дно, спокойное море…
«Новый День»: А туда не придут военные?
Антон Георга-Копулос: Туда придут военные! И думаю, данные проекты сдвинутся чуть западнее и чуть восточнее. И кроме военных, место там останется. Единственное, чем лучше Южный берег, – это температурный режим: там теплее, поэтому мидии и устрицы там получаются крупнее и вкуснее. А в остальном Донузлав – очень хорошее место. Требуется только подходить по науке!
«Новый День»: Что вы имеете в виду – какую науку?
Антон Георга-Копулос: Ни один фермер не делает у нас это правильно! Надо делать все по уму, без потребительского подхода к изничтожению ресурсов.
Добавим, проект по выращиванию марикультуры и сибаса в Двуякорной бухте под Феодосией военные также «завернули».