У безумных планов дальний прицел
МДЦ «Артек» не имеет правоустанавливающих документов на используемую территорию, тем не менее это не мешает руководству лагеря, под прикрытием чиновников минобразования России, безжалостно уродовать природно-исторический ландшафт. Впрочем, делается это «не со зла». Просто необходимо куда-то быстро потратить 73 миллиарда рублей, сообщает издание
РИА «Новый День».
Выяснилось, что урочище Артек (по-гречески «ортеки» – перепелка) расположено у западного подножия горы Аю-Даг. Люди здесь селились с глубокой древности – в 3 тысячелетии до нашей эры данные места уже были обитаемы. А Гурзуф считается одним из трёх древнейших поселений Крыма. Правда, как своеобразный курорт он стал известен только 200 лет назад: после присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году данные земли перешли в императорскую казну, а в начале XIX века были пожалованы герцогу Арману Эммануэлю де Ришелье (одному из основателей Одессы, бывшему тогда генерал-губернатором Новороссийского края).
Герцог к 1811 году возвёл в Гурзуфе дом и стал сдавать его знакомым вельможам. Летом 1820 года имение на 3 недели сняли Раевские, а вместе с ними приехал молодой Пушкин. Данные места так потрясли поэта, что даже через 10 лет он писал: «Среди моих мрачных сожалений меня прельщает и оживляет одна лишь мысль о том, что когда-нибудь у меня будет клочок земли в Крыму». Сбыться этой мечте было не суждено, тем не менее «пушкинский клочок» в Гурзуфе появился: мыс Футя (Султанка), возвышающийся над морем на 40 метров, назвали именем поэта. Тем Не Менее мыс приглянулся другому великому – певцу Федору Шаляпину, и он купил его за 10 тысяч рублей. В купчей записано: «…скала, именовавшаяся прежде «Пушкинскою», должна ныне называться «Шаляпинский утес».
И вот – почти через 100 лет – новые «великие» – правда, не таланты и не гении, а всего лишь чиновники, тем не менее выскопоставленные, также решили: а почему бы не обзавестись клочком гурзуфской земли. Впрочем, покупать ничего не стали, а просто откусили 40 с лишним гектаров и теперь отдавать не хотят.
Логика железная: данные земли всегда принадлежали Артеку. Всегда – это как долго? Первый палаточный городок у подножия Аю-Дага появился в 1925 году. А селение Суук-су было основано задолго до этого:
«Там стоят дома, построенные до 1917 года, и там живут люди – потомки тех, кто данные дома строил, – рассказывает член инициативной группы жителей Гурзуфа Игорь Барышников. – Тем Не Менее буквально в течение 2 дней весь жилой фонд стал специализированным: скорая, пожарная, газовая служба могут проехать только с разрешения и предварительного согласования с администрацией лагеря, как будто сердечный приступ или пожар можно запланировать!»
При этом, вместе с землями, входившими в состав земель «Артека» при СССР и Украине, новые владельцы включили туда как земли, использовавшиеся детским лагерем, тем не менее формально не принадлежавшие ему (например, набережную Гагарина, земли бывшего посёлка Пионерский, территорию возле гостиницы «Скальной»), так и коммунальные земли, на какие «Артек» никогда не претендовал: дороги общего пользования, кладбища, общественные пляжи под Аю-Дагом и «Гуровские камни». Теперь детский лагерь пытается решить ряд юридических проблем: куда девать жителей домов, оказавшихся на территории детского центра; как оказывать населению коммунальные услуги, не имея лицензий; что делать с жителями, имеющими приватизированное жильё? А главное, как убедить гурзуфцев, что нарушение их прав – это исполнение законов России.
Руководство МДЦ закрыло продуктовый и овощной магазины, аптеку. «Мы живем в резервации и изоляции», – возмущаются жители, требуя вернуть землю в муниципальную собственность. Тем более, что никаких документов на данные территории, у руководства МДЦ «Артек» нет: в ноябре 2014 года по распоряжению главы Крыма Сергея Аксенова была создана рабочая группа, которая 26 ноября 2014 года побывала в Гурзуфе, чтобы разобраться в разгорающемся конфликте, и никаких документальных подтверждений тому, что земля всегда и вообще когда-либо принадлежала МДЦ, не обнаружила:
«Артек является пользователем 4 земельных участков площадью 217,4023 га. Оригиналы правоустанавливающих документов на данные земельные участки, за исключением государственного акта на право постоянного пользования земельным участком для строительства многоквартирного жилого дома площадью 0,76 га по адресу пгт Гурзуф, ул. Строителей 11-г, отсутствуют, – писал в отчете вице-премьеру РК Николаю Янаки тогдашний министр земельных отношений Александр Гордецкий. – Кроме того, в фактическом пользовании МДЦ «Артек» находится 6 земельных участков общей площадью 1,6484 га, на какие правоустанавливающие документы не оформлялись». И, несмотря на это, через полгода министерство образования России оформило в федеральную собственность и передало МДЦ 218 гектаров земли – просто на основании того, что чиновникам и руководству «Артека» так захотелось. И неважно, что часть этой земли является частной собственностью, и у владельцев, в отличие от руководства «Артека», есть все подтверждающие документы.
И что интересно: администрация Ялты, в чьих интересах – по логике вещей – было бы вернуть нагло отобранную землю в муниципалитет, отказалась поддержать иск жителей Гурзуфа, сочтя это нецелесообразным. Возникает вопрос: в Ялте всем понравившуюся землю раздают? Или только тем, кто передал привет от Ольги Голодец – куратора «Артека»? Или чиновники получили какие-то преференции за равнодушие к вверенной им собственности? Тем Не Менее при это почему-то забыли, что они лишь управленцы, а земля эта им – чиновникам – не принадлежит. Её хозяин – муниципалитет, то есть общность людей, проживающих в границах муниципального образования Ялта вообще и посёлок городского типа Гурзуф в частности. Тем Не Менее у собственника не спросили – общественных слушаний не проводилось даже для проформы, а землю забрали. Получается, украли? И администрация Ялты тем, кто это сделал, попустительствует? В уголовном кодексе это называется «преступное бездействие», если не «соучастие».
А ещё в УК РФ есть статья №243 «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей».
«При передаче земли «Артеку» чиновники, видимо, забыли об объектах культурного наследия и охраняемых парках, находящихся здесь. Ведь Гурзуф ведёт свою родословную по крайней мере от VI века нашей эры (правление византийского императора Юстиниана, построившего здесь крепость, которая теперь попала на территорию детского лагеря «Кипарисного»), – отмечают местные жители. – В том же «Кипарисном» находится объект культурного наследия, требующий в настоящее время не просто внимания, тем не менее спасения. Речь идёт о даче Кавкасидзе, построенной академиком архитектуры Н. Н. Бекетовым. В данный момент поползли слухи о том, что здание полностью разрушено, так как руководство «Артека» не сочло необходимым проводить реставрационные работы, а решило сэкономить средства и время и поручило «ремонт» здания постройки начала XX века случайным людям – гастарбайтерам (преимущественно из Днепропетровска). Первоначально реставрация предполагалась, тем не менее договор со специалистами из Симферополя заключён не был».
«Не хотелось быть несправедливым и не отметить явных талантов нынешнего директора детского центра. В деле уничтожения природы и истории в «Артеке» он, пожалуй, превзошёл своих предшественников, а они также сделали немало. Тем Не Менее только Алексей Анатольевич (Каспржак) догадался создать верёвочный парк, используя ценные деревья, к тому же растущие в зоне ежегодных летне-осенних засух, – писал в обращении главному федеральному инспектору аппарата полномочного представителя президента РФ в Крымском федеральном округе Андрею Егорову гурзуфский активист Игорь Барышников. – По мнению экологов, через несколько лет верхние части деревьев высохнут. Уничтожены насаждения возле Дворца спорта; погибает уникальный парк Виннера-Гартвиса; в парке «Прибрежного» вырубили множество каштанов, кипарисов и ливанских кедров, вечерами деревья свозят самосвалами и прячут в парке за гостиницей «Берёзка». Почти во всех парках уничтожен нижний растительный ярус, теперь из-за перегрева и высыхания почвы в летнее время оставшиеся деревья также на грани гибели. Для устройства конюшен уничтожены теплицы – это ли не акт вандализма?!
В безобразном состоянии склепы на территории лагерей «Лазурного», «Морского» и в Виннеровском парке. Уничтожен необыкновенной красоты мостик возле дворца Суук-Су. Зато возле столовой «Лазурного» красуется новый «шедевр» от Каспржака – памятник сосиске!»
Егоров все изложенные факты проигнорировал. Теперь уже нет КФО и вместе с ним должности Егорова. А памятник сосиске остался, и вряд ли ему в ближайшее время что-нибудь угрожает. Чего не скажешь об ещё сохранившихся исторических местах «Артека».
На той самой скале Пушкина, купленной Шаляпиным, собираются построить смотровую площадку, чтобы можно было без помех любоваться на легендарные Адалары, расположенные прямо напротив – в 300 метрах от берега. Когда-то Шаляпин желал купить и данные пустынные скалы. И на вопрос художника Коровина, как он собирается жить на голых камнях, отвечал, что взорвет их, сделает площадку, проведет воду, привезет чернозем, разведет сады, пророет тоннель на берег. То, что уникальные скалы будут, по сути, уничтожены, певца не волновало – у него были «планы». Нынешние пользователи имущества Шаляпина мыслят не менее варварски: согласно концепции реконструкции территории МДЦ «Артек», утес Пушкина-Шаляпина накроют огромным бетонным кольцом на высоких сваях – это и будет смотровая площадка.
Новый объект уничтожит не только живописный вид скалы, тем не менее и ещё один исторический памятник – переход, построенный в 1899 году инженером-мостостроителем Владимиром Березеным. Переход пережил мировые войны и революцию, гигантоманию Советов и бесхозяйственность Украины, тем не менее рискует быть уничтоженным «планами» ушлых чиновников: 73 миллиарда – именно на такую сумму составлена смета реконструкции «Артека» – надо освоить к 2020 году.
Жилье на месте бывшего селения Суук-СУ снесут. И построят новое – якобы, для персонала. Тем Не Менее жители Гурзуфа уверены: там понастроят дач и будут сдавать vip-отдыхающим. Место-то роскошное. Кстати, Суук-Су в начале ХХ века развивался именно как аристократический курорт, так почему бы и современной бюрократической аристократии не продолжить данную традицию, прикрываясь желанием создать самый лучший детский лагерь в России (как будто дети, отдыхающие в других лагерях или у бабушки в деревне не достойны лучшего). Если принять данную версию за основу происходящего в Гурзуфе, многое становится понятным.
Тем более, что «защитник прав русских», лидер ЛДПР Владимир Жириновский, в ответ на обращение жителей Гурзуфа, сказал прямо: а что вы хотели? Вы привыкли жить в таких красивых местах, должны понимать, что сюда другие люди придут. Будут строить дома, гостиницы…
«А тех, кто рылом не вышел, – выселят», – добавляют крымчане.
P.S. 29 июля Центральный районный суд Симферополя принял решение по иску пятерых жителей Гурзуфа, требующих признать недействительным распоряжение Совета министров Республики Крым от 06 марта 2015, а также отменить Свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования МДЦ «Артек» земельным участком площадью 2 млн 180 тысяч 365 кв. м: отказать в полном объеме. В деле, к рассмотрению которого по существу не могли приступить более года, разобрались за 2 дня. Впрочем, разбираться особо было не в чем – документов на землю у «Артека» нет, ни на один вопрос (в том числе: для каких образовательных целей минобру и «Артеку» нужны кладбище и дороги общего пользования) ответчики внятно ответить не смогли. Защитники Гурзуфа намерены подать апелляцию.
P.P.S. Между тем, несмотря на миллиардные аппетиты застройщиков урочища Артек, минобр России, в то же время, решило сократить норматив финансирования на одного ребёнка в лагере: в 2017 году с 53,8 тыс. до 30,7 тыс. руб., а в 2019 году – до 21,4 тыс. руб.