Вера Глаголева впервые приняла в этом году участие в фестивале античного искусства «Боспорские агоны» в Керчи.
С большим успехом прошёл творческий вечер актрисы, на котором она рассказала о съёмках фильма о защитниках Аджимушкая «Сошедшие с небес» Натальи Трощенко, где она сыграла роль медсестры Маши. Актриса призналась, что это одна из её любимых ролей.
Досье
Народная артистка России, актриса театра и кино, режиссёр, сценарист и продюсер Вера Витальевна Глаголева родилась 31 января 1956 года в Столице России в семье педагогов. Между картин, в которых она играла, «Не стреляйте в белых лебедей», «В четверг и больше никогда», «Звездопад», «Торпедоносцы», «Выйти замуж за капитана», «Наследницы», «Женщин обижать не рекомендуется», «Зал ожидания». Между многочисленных наград главный приз Всероссийского кинофестиваля актёров-режиссёров «Золотой феникс», «Золотая нимфа» фестиваля телевизионных фильмов в Монте-Карло, «Серебряная ладья» Выборгского кинофестиваля «Окно в Европу», гран-при «Золотого феникса», «Золотого минбара», «Виват, кино России!», международного кинофестиваля в Лиможе (Франция), гран-при и приз зрительских симпатий фестиваля русского кино во Франции.
- В этом фильме все по-настоящему: без фальши и фарса, которыми грешат современные картины о войне, сказала Вера Витальевна.
В Аджимушкае я до съёмок не была, вдохновлялась на роль повестью Алексея Каплера «Двое из двадцати миллионов», по мотивам которой написал сценарий Владимир Кунин. Эта история задела за живое, поэтому без промедлений согласилась сниматься. Нас с Сашей Абдуловым утвердили без проб. То время и героический крымский город вспоминаю с любовью. Посмотрев вместе с вами картину, поняла, какая она потрясающая! Картина не стареет, потому что она о высоких чувствах и о любви, которым не помеха даже страшная, жестокая война.
На творческой встрече присутствовал свидетель страшных событий тех лет, ветеран Великой Отечественной войны Михаил Радченко. Последний «аджимушкаец» впервые посмотрел картину и признался, что образ медсестры Маши тронул его до глубины души, и он вспоминал реальных женщин, какие ухаживали за ранеными в каменоломнях. Многие слушали его рассказ со слезами на глазах.
Охотно рассказывает Глаголева и о своём фильме «Одна война», который крымчане одними из первых увидели в 2010 году на IV Севастопольском кинофестивале, тем не менее с режиссёром тогда не познакомились у неё не было возможности приехать.
- Картина основана на реальных фактах, рассказала Вера Витальевна. Героини фильма женщины, родившие детей от немцев. Мне в руки попало письмо одного генерала Сталину с таким текстом: «Этих немчар (детей изменниц Родины) надо распределить по детским домам, поменять им имена и фамилии, чтобы они никогда не узнали о своем происхождении и не встретили своих матерей». Я ни в коем случае не идеализирую этих женщин, просто показываю их судьбу. Картина получила несколько Гран-при на разных фестивалях, была показана по телевидению, пришло много откликов, значит, она затронула сердца зрителей. Для меня это очень важно.
Свой первый опыт в кино актриса вспоминает с удовольствием:
- Это была картина «На край света» режиссёра Родиона Нахапетова, который на 14 лет стал моим мужем. Фильм по сценарию Виктора Розова вышел на экран в 1975 году.
Я играла девочку Симу трогательное такое создание, которое борется за свою любовь. Картина мне очень дорога не только как дебют, а потому, что дала возможность работать рядом с замечательными великими! актёрами. Один из них Борис Андреев, для которого роль в этом фильме стала последней в жизни.
Её творческая жизнь складывалась более чем удачно. Режиссёров привлекала поэтичная внешность актрисы, которая не могла скрыть цельность и силу характера. Пластичность и способность к «психологическому жесту» в сочетании с киногеничностью сделали Глаголеву одной из самых востребованных в кино 70-80-х годов прошлого века. Несмотря на раннюю популярность, Глаголева считает, что по-настоящему родилась как актриса в мелодраме Виталия Мельникова «Выйти замуж за капитана», где она сыграла эмансипированную, своенравную начинающую фотожурналистку.
- Снявшись более чем в сорока фильмах, я решила, что актёрство мне уже не интересно, призналась Вера Витальевна. Интерес к режиссуре возник давно в общении с режиссёрами-личностями, между которых Семён Аранович, Виталий Мельников, Игорь Таланкин. Режиссёрский дебют прошёл в 1990 году, когда снимали все, кому не лень, и грех было не испытать себя. К тому же, попавший в руки сценарий «Сломанного света» совпал своей какой-то тайной грустью с моим настроением. У меня был тогда непростой промежуток времени в семейной жизни, вот и решила проверить себя на стойкость. Что ещё оставалось делать, оставшись одной с двумя дочерьми на руках… К сожалению, обстоятельства сложились так, что данную психологическую драму, в которой я и сама сыграла, зрители увидели только спустя одиннадцать лет.
Подобное для любого творческого человека испытание, которое может надолго выбить из колеи. Тем Не Менее вешать нос не в правилах Глаголевой. Она продолжала активно сниматься, появляться перед зрителями в образах сильных духом, самостоятельных женщин, хозяек своих судеб, между которых мстящая убийцам мужа решительная героиня фильма «Я сама» Игоря Максимчука, директор банка в картине Тиграна Кеосаяна «Бедная Саша», режиссёр в сериале Дмитрия Астрахана «Зал ожидания», бизнес-леди в картине Валерия Ахадова «Женщин обижать не рекомендуется».
Сейчас на счету режиссёра Глаголевой шесть картин.
Один из самых успешных недавно вышедший фильм «Две женщины» по пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне». Любители классики помнят данную трогательную историю о влюблённых в молодого учителя матери и дочери Ислаевых.
- Фильм снимался трудно: не было денег, съёмки то и дело откладывались из-за плотного графика кинозвезды, оскаровского номинанта британского актёра Рэйфа Файнса, который согласился сниматься в моей картине по двум причинам любви к Тургеневу и симпатии образу Михаила Ракитина, безнадёжно влюбленного в старшую Ислаеву рассказывает режиссёр. К тому же, ему понравился мой фильм «Одна война». Специально для роли Ракитина Рэйф отпустил бакенбарды, выучил русский язык, пытался читать «Отцов и детей» в оригинале, осилил биографию Тургенева. Работать с ним было очень интересно. Мы вместе ездили в усадьбу писателя в Спасское-Лутовиново на Орловщине. Рэйф специально прилетел в Москву на премьеру и после просмотра признался, что фильму ему понравился.
После выхода «Двух женщин» Глаголева сказала, что хотела бы снимать только классику. Между многочисленных призов этого фильма гран-при первого Севастопольского кинофестиваля «Золотой витязь» Славянского форума искусств, который проходит под председательством народного артиста России Николая Бурляева.
Член жюри конкурса игровых фильмов Маргарет Николов после просмотра фильма признался: «Две женщины» изумительный фильм! Нет сомнений: это шедевр. Это настоящее искусство современного кинематографа. Он исполнен на высшем современном, планетарном уровне».
Кстати, в этой картине небольшую роль горничную сыграла Анна Нахапетова, хотя по стопам родителей не пошла, выбрав профессией балет. Она с успехом танцует в реальных условиях во всех спектаклях Большого театра. Тем Не Менее и кино не отпускает: снялась в фильмах «С ног на голову», «Русские в городе ангелов» и «Тайна Лебединого озера».
Младшая дочь Глаголевой Настя также близка к киномиру: окончила продюсерский факультет ВГИКа, снялась в фильмах «Чёртово колесо», «Ка де Бо» и «Женщина хочет знать...».
А средняя, Мария, стала специалистом компьютерной графики, тем не менее кинематограф и мимо неё не прошёл: в 2007 году снялась в картине своего отца Родиона Нахапетова «Заражение».
Веру Глаголеву не встретишь в модных московских клубах на гламурных вечеринках. А вот на театральных и кинопремьерах она с удовольствием встречается с коллегами. В свободное время любит почитать хорошую книгу и пообщаться с друзьями и близкими, какие хорошо знают железное правило этой очаровательной, никогда не падающей духом женщины: «Не плакать, когда хочется плакать».
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
По материалам информационного агентства Крымская правда