В Крыму не видят смысла создавать собственную авиакомпанию, сообщает издание РИА «Новый День».
Напомним, депутат Госдумы Михаил Брячак выступил с предложением создать в Крыму собственную авиакомпанию, чтобы частично решить проблемы дорогостоящих пассажирских перелетов и загрузки туристической инфраструктуры. На полуострове к этой инициативе отнеслись без восторга.
Выяснилось, что глава подкомитета Госсовета Крыма по транспорту Павел Шперов, комментируя предложение Брячака, сказал: «Если депутат Госдумы готов будет обеспечить данную авиакомпанию самолетами, загрузить данные самолеты пассажирами – ну что ж! Предложение для меня не очень понятно: я думаю, пока хватает тех авиакомпаний, что сюда летают. Из них можно выбирать. Пусть они доведут свой сервис до нормального уровня!»
Напомним, в марте 2015 года с инициативой создания авиакомпании, для которой базовым стал бы международный аэропорт Симферополь, выступала Дирекции программ гражданской авиации ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Тогда речь шла о создании внутрироссийской компании с парком из шести самолетов отечественного производства Сухой Суперджет100. Инвестиционная стоимость проекта оценивалась в 1,45 млрд рублей, дальше презентации дело не пошло.
Надо сказать, попытки создать базовую компанию в аэропорту Симферополь предпринимались и в украинские годы: аэропорт был вторым по пассажиропотоку (после Борисполя) в стране, находился в собственности Автономной республики Крым и был единственным предприятием, которое имело прибыль и реально платило дивиденды, пополняя бюджет автономии. В 2011 году (в промежуток времени «макеевского» правления Крымом) на базе аэропорта Симферополь начала действовать авиакомпания «Крымские зори». Её отцом-основателем был народный депутат Украины от Партии регионов, житель Донецка Сергей Васютин. Самолеты Сааb-340 «Крымские зори» взяли в лизинг у авиакомпании «Пивденные авиалинии» (Одесса) вместе с экипажами. Слово «лизинг», видимо, являлось в этой схеме ключевым, потому что Сергей Васютин был в то же время председателем правления компании «Укртранслизинг». Эта структура передавала самолеты и «Пивденным авиалиниям», поэтому можно предположить, что за лизинг немолодых Caab'ов их владельцу было заплачено дважды – сначала Одессой, потом Симферополем.
Через семь месяцев, не доработав даже до конца курортного сезона, авиакомпания свернула свою деятельность – в связи с нерентабельностью перелетов и невозможностью содержать авиапарк. Васютин-старший покинул Симферополь ещё раньше. 3,5 млн гривен убытков компании легли на аэропорт, соответственно бюджет Крыма не получил этих денег.
Когда данные «Зори» в крымском небе догорели, базовой компанией для аэропорта Симферополь была объявлена «Эйр Оникс» (AIR ONIX). Она была зарегистрирована в Столице Крыма 2007 году, однако полетов не осуществляла. Весь пакет акций предприятия оценивался в 600 тыс гривен – для авиакомпании немного, примерно столько стоит заправка одного самолета. В 2012 году владельцем 70% акций авиакомпании стала австрийская фирма ASA Luftfahrt Formgestaltung GmbH из города Вольфурта, в котором насчитывается 8 тыс человек населения, и нет ни аэропорта, ни авиазавода, а есть только канатная дорога, потому что это альпийский горнолыжный курорт. Однако у этой фирмы было одно важное достоинство – она оказалась связана с семьей украинского премьера Николая Азарова. С такими компаньонами крымская авиакомпания начала стремительно развиваться, были открыты рейсы из Симферополя в Киев и Львов, Москву, Санкт-Петербург, Стамбул и Тель-Авив. Иногда самолеты «Эйр Оникса» садились на аэродроме Бельбек вблизи Севастополя.
Но в августе 2013, незадолго до событий Майдана, за полгода до Крымской весны предусмотрительная австрийская фирма вышла из состава акционеров, продав контрольный пакет акций «Эйр Оникса» своим крымским партнерам. И у авиакомпании тут же начались неприятности: сначала выяснилось, что выплаты долгов требует лизинговая компания ILFC, чьи самолеты эксплуатирует «Эйр Оникс», потом всплыла задолженность перед аэропортом Жуляны и поставщиками топлива.
Поэтому скептицизм крымчан, знающих о сезонной загрузке самолетов, однако вновь услышавших разговоры на тему местной авиакомпании, понятен: пока нет никаких условий, чтобы следующая попытка оказалась удачной.