Нынешняя власть, попирающая даже принятую ею же самой Конституцию, продолжает во внутренней политике ельцинско-гайдаровский разрушительный курс, загнав страну, по меткому определению Г.А. Зюганова, в грязно–воровскую колею. Расстрел Парламента, организация дефолта, разворовывание золото–валютных и стратегических резервов, ограбление населения, обрушение страны в кризис 2008 года и вновь, в 2015 году, ввержение страны в финансово–экономический и социальный кризис – вот лишь основные вехи практической деятельности компрадорско–олигархической клики, прикрываемой партией власти, протаскивающей антинародные законы. За каждым днём 25–летнего правления олигархиата стоят конкретные трагедии млн. наших сограждан!
Социально–экономическое разрушение страны и разграбление её ресурсов продолжается. Только в прошлом году из 20 трлн. руб., полученных от продажи сырья, до бюджета дошло только 8, а остальные ушли олигархам и их западным покровителям. При тотальном обнищании наших граждан всего 1% населения владеет 2/3 национальных богатств! И распродажа государственной, в т.ч. стратегической, собственности продолжается!
Прекрасно понимая, что подобная ситуация приведет к социальному взрыву, и отдавая себе отчёт, что Россию нельзя, благодаря советским достижениям в военно–ядерной области, победить вооружённым путём извне, внешние и внутренние враги нашей страны стремятся продолжить её разрушение апробированными способами. Это и «промывка мозгов», шельмование нашего героического советского прошлого, пропаганда аморализма, находящимися в руках олигархов СМИ, и чудовищное долговое закабаление, как отдельных граждан, регионов, так и страны в целом, и миграционная политика, превратившаяся в эффективное оружие борьбы против суверенитета и интересов коренных жителей России.
Это оружие без промаха бьёт по экономике страны, приводя к дальнейшему разрушению рабочего класса, уничтожению культуры и снижению производительности труда, консервированию бесправия наёмных работников.
Производительность труда в России в 2015 году, по данным ОЭСР, составила $25,9. Для сравнения – среднеевропейский показатель $50, США около $65.
Что влияет на производительность труда? Выделяют факторы основного капитала. Это, в первую очередь, внедрение новых технологий. Факторы социально–экономические, включающие, в том числе, квалификацию работников, условия их труда. Очевидно, что большое значение здесь имеют состояние образования и здравоохранения, в целом капиталовложения в социальную сферу. От качества жизни людей, включающего питание, жилищно–коммунальное обслуживание и другие важные составляющие, зависит восстановление работоспособности работников. Учёные отмечают и важность механизма перераспределения доходов общества между отдельными слоями населения. К третьей группе факторов относятся меры по организации труда и управления.
Как мы видим, проводимая либеральным правительством социально–экономическая политика никоим образом не способствует повышению производительности труда.
Компрадорско–олигархический капитализм способен только хищнически грабить национальное достояние в стремлении получить максимальную сиюминутную выгоду, «эффективные менеджеры» не способны рационально организовать процесс труда.
Закрытие промышленных предприятий заставило многих высококвалифицированных работников стать уличными торговцами, охранниками, прислугой и пр. За рубежом трудятся 1,5 млн. наших высококлассных специалистов, не нашедших применение своим знаниям и профессиональным способностям на Родине. На оставшихся предприятиях оборудование и технологии зачастую десятилетиями не обновляется. Но и там, где проводить модернизацию готовы, политика ЦБ ведёт к невозможности получения кредита для этого.
Политика в сфере образования привела к тому, что сейчас даже для оставшихся предприятий катастрофически не хватает квалифицированных кадров по рабочим и инженерным специальностям.
Новые высокотехнологичные рабочие места не создаются, реальная зарплата снижается, пенсии мизерные. Какие могут быть стимулы для роста производительности труда у работников?!
Еще в 2011 году президент дал указание повысить производительность на 50% к 2018 году. Для его реализации показатель должен повышаться на 6–7%% в год. Но, по данным Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН (СОПС), производительность труда в 2013 году возросла всего на 1,8%, а в 2014 – на 0,5%.
В июне 2014 года в России утвердили план по повышению производительности. В работе должны быть задействованы Центробанк, Внешэкономбанк, Росстат, Российский союз промышленников и предпринимателей, Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Агентство кредитных гарантий. Но, подгруппа по повышению производительности труда в 2015 году не собралась ни разу.
Конечно, проще, ничего не вкладывая, использовать дешевый, неквалифицированный, непрофессиональный и незащищенный труд мигрантов, который, безусловно, в этих условиях является одним из факторов, снижающих производительность труда.
Привлечение мигрантов обосновывается либералами нехваткой рабочих рук. Но мировая практика уже доказала, что масштабная замещающая миграция несёт множество культурных, социальных и политических проблем. Стимулируется рост теневой экономики, повышается преступность. Известно, что долгое время миграция в России никак не регулировалась. В стране работало множество нелегальных мигрантов. Ежегодно, по данным Министерства финансов, страна недополучает налогов за работу нелегалов на сумму минимум 117 млрд. рублей. Нелегальные мигранты вливаются в преступные группы, построенные на этнической основе. И используются этими группами для контроля, к примеру, над торговыми рынками.
Ещё один вектор негативного влияния масштабной миграции – сокращение зарплат и сокращение предложений трудоустройства для местного населения. В СМИ тиражируется представление о том, что россияне не хочет работать в тех отраслях, где трудятся мигранты. Чаще всего это не соответствуют действительности и только провоцируют негативное отношение со стороны местных жителей по отношению к мигрантам. Ведь не редко оказывается, и это ни для кого не секрет, что некоторые сферы деятельности в регионах поделены между собой национальными диаспорами, и соискатели других национальностей не могут получить работу там, где они желали бы трудиться. Всё это не может не вести к росту социальной напряжённости.
Сейчас только по официальным данным в России находятся свыше 10 млн. иностранных граждан, из них около 8,7 млн. граждан из стран СНГ. Конечно, между них не только трудовые мигранты. Но, несмотря на ужесточение миграционных правил, которое вроде бы происходит последние годы, поставить под действенный контроль миграцию не удаётся.
С начала 2015 года для получения разрешения на работу в России иностранные граждане должны подтвердить знание русского языка, истории и законодательства России. Они должны иметь медсправки и полис ДМС. Квотирование трудовых мигрантов заменено патентной системой. Граждане СНГ должны въезжать в Россию по загранпаспортам. Как все данные нововведения отразились на миграционной ситуации? Очевидно, что коренным образом ситуация не изменилась.
Интернет пестрит предложениями купить сертификат по русскому языку, объявлениями «быстро и недорого» оформить медицинские справки.
Что же касается патентов, то предполагалось, что от их продажи повысятся доходы региональных бюджетов. По информации ФМС, в прошлом году по стране в целом было выдано 1,8 млн. патентов иностранным рабочим, в региональные бюджеты поступило более 33 млрд. руб.
По информации ФМС в 2014 году в Московскую область приехало около 950 тысяч иностранных граждан, большинство из них – 90% - для дальнейшего трудоустройства. На этом основании делались оптимистические прогнозы, что данные 850 тысяч мигрантов купят патенты и пополнят областной бюджет почти на 3,5 млрд. рублей. Но, согласно официальной сводке деятельности УФМС по Московской области, за прошлый год было оформлено всего 196154 патентов, что даже меньше, чем в предыдущем году, причём на целых 50,9 %.
Реальность такова, что из-за высокой стоимости число мигрантов, решивших оформить патент, сократилось. Работодатели же в стремлении меньше тратить на фонд заработной платы, оплату налога продолжают использовать нелегальный труд мигрантов, не боясь никаких наказаний, зачастую предпочитая «неформальные договорённости» с контролирующими органами.
Поэтому, несмотря на все нововведения, сводки пестрят сообщениями о выявлении массового нарушения миграционного законодательства на предприятиях области.
Сокращение трудовых мигрантов (в 2015 году в страну въехало на 600 000 человек меньше, чем в 2014) связано не с ужесточением законов, а с падением курса рубля. Тем не менее, по оценкам экспертов, сокращение – временное явление.
Таким образом, совершенно очевидно, что в рамках нынешнего социально-экономического курса решить проблемы незаконной миграции невозможно. Даже принятые миграционные законы, как в силу их бессистемности, непродуманности, так и разъедающей коррупции, не соблюдаются. Экономический, социальный, культурный развал страны и области продолжается. Предотвратить падение в пропасть возможно только принятием программы КПРФ по выходу из кризиса, выработанной на Орловском экономическом форуме и поддержанной трудовыми коллективами нашей страны.