В канун нового года,
объявленного властями Годом кино, «Правда» обратилась к известным
кинематографистам страны с просьбой поделиться своими мыслями о состоянии
отечественного киноискусства и перспективах его развития.
Если бы постоянно шли
лучшие советские фильмы!
Юрий СОЛОМИН,
народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического
Малого театра:
— Вот что прежде всего пожелал бы я тем, кто занимается
организацией Года кино. Не теряя времени, с первого месяца этого года, сделайте
так, чтобы на основных каналах телевидения, буквально ежедневно, показывались
лучшие фильмы из нашего богатства советских лет. Их ведь много, очень много, а
нынешняя молодёжь в большинстве своём с ними почти или даже вовсе не знакома. И
чем заполнен телеэкран изо дня в день, к сожалению, мы хорошо знаем…
А мне вот недавно посчастливилось опять посмотреть
«Волгу-Волгу», и признаюсь: радость моя была чрезвычайно велика. Такая радость
всегда бывает при встрече с истинно талантливым искусством.
Не говорю уж о том, что я встретился с любимыми и давно
вошедшими в мою жизнь артистами. Великий Игорь Владимирович Ильинский когда-то
пригласил меня, начинающего актёра, в свой спектакль «Ревизор» в Малом театре —
на роль Хлестакова. С Андреем Тутышкиным, достойным партнёром Любови Орловой,
позднее я вместе снимался в одной из первых для меня кинокартин. А Оленин,
играющий водовоза в «Волге-Волге», служил в Малом театре, когда меня туда
приняли, и мы любовно называли его дядя Кузя…
Вспоминаю всё это к тому, что «Волга-Волга» и другие
талантливейшие фильмы создавались людьми не из какого-то доисторического
прошлого, а достаточно близкими к моему и другим, более молодым сегодняшним
поколениям. Однако фильмов таких сегодня не создаётся и, что ещё горше, они редко
показываются. Об этом всерьёз надо думать и что-то серьёзное предпринимать.
Выскажу и ещё одну мысль, которая давно беспокоит меня. Кино
ведь призвано не только развлекать, это не только соревнование в мастерстве
художественных талантов. Кино — это воспитание нации! А давайте-ка скажем
честно, каких людей воспитывает большинство произведений сегодняшнего кино?
Чему они учат? К чему зовут? Что оставляют в душе?
Вопросы данные требуют нелицеприятных ответов и реальных,
действенных мер. Во имя должного воспитания нации, ради её нравственного и
духовного здоровья.
В нашем кино есть
высоты, на какие следует равняться
Зинаида КИРИЕНКО, народная
артистка России:
— В литературе и в любом виде искусства есть своя классика.
Признанная, бесценная. Есть она и в кино. Однако сегодняшнее отношение к ней
очень меня огорчает.
По моим наблюдениям, молодёжь зачастую даже не представляет,
что по-настоящему ценно в том или ином кинопроизведении, хотя далеко не каждое
из них имеет право называться произведением искусства. И классику от поделок
многие не могут отличить, потому что глаза сильно «замылены».
Может быть, стоит ввести в школах специальные уроки кино, на
которых показывать ребятам лучшие киноработы, где отразилась не только история
нашей кинематографии, однако также история страны. Показывать и разъяснять
доходчиво их силу, их значение.
Я всегда с волнением смотрю на фотографии 30-х годов, где
люди шагают под лозунгами «Мы идём смотреть «Чапаева»!» Вот данные люди и победили
потом в той страшной, великой войне, потому что они смотрели такие фильмы и
были духовно наполнены ими.
Вспомните «Семеро смелых». Разве это не порыв молодой страны
к своему будущему? Люди ждали лучшего, желали лучшего и шли на подвиги, чтобы
это лучшее скорее наступило…
Меня сильно огорчает отношение к нашей классике не только
зрителей, однако и самих кинематографистов. Это отношение я называю фривольным.
Именно оно порождает участившиеся ремейки, то есть переделки на свой лад
испытанных временем талантливых созданий прошлого. Как правило, ничего
интересного и достойного из этого не получается.
А в театре что происходит? «Переделка» Чехова и Островского
до безумия наглыми дельцами неузнаваемо искажает в полном смысле великие
произведения. И такое остаётся безнаказанным!
Нет, господа, поумерьте ваше экспериментирование. В
противном случае молодёжь вскоре окончательно перестанет различать, что такое
хорошо и что такое плохо.
Нести добро — вот
главное
Георгий ДАНЕЛИЯ,
кинорежиссёр, народный артист России:
— Сегодня во всём мире, по-моему, очень большой дефицит
добра. И в этом значительная «заслуга» кинематографа. Как известно, Ленин
назвал кино важнейшим из искусств. Оно и сейчас, включая телевизионную часть
его, остаётся таковым. Ведь то, что происходит на экране, оказывает огромное
влияние на то, что происходит в жизни, причём воздействие экрана особенно
сильно на молодое поколение.
Да, во многом плохом и даже ужасном, с чем сталкиваемся мы
сегодня в жизни, есть вклад кинематографа с его поразительной жестокостью,
цинизмом, отрицанием морали. Так что, думая о наступающем годе, который к тому
же объявлен Годом кино, скажу следующее. Хочу, чтобы появились картины, какие
соответствовали бы подлинному своему предназначению — нести людям красоту и
добро. И чтобы появлялись такие картины, несущие добро, не только в Год кино,
а, так сказать, на постоянной основе.
Причины падения в
изменившейся жизни
Юрий НАЗАРОВ, народный
артист России:
— Я советский человек. Для меня искусство — это не какая-то
развлекаловка, а просвещение и служение просвещению. Между тем уже много лет
подряд мы видим, что в жизни нашей страны торжествует иное: воспевание мамоны,
культа денег, наживы. Вот в какую сторону изменилась жизнь, а вместе с этим
произошло и падение искусства.
Звучит у меня в душе Тютчев:
Ложь, злая ложь
Растлила все умы,
И целый мир
Стал воплощённой ложью!..
А в центре этой лжи нынче — антисоветизм, антикоммунизм,
русофобия. Случаются и хорошие, достойные фильмы, однако их мало кто видит. А
показывают людям в течение почти тридцати лет такое, что никак не способствует
возвышению их духа и морали. И воспитывается не любовь к Родине, а презрение
или даже ненависть.
Вот Владимир Меньшов отказался вручать премию за фильм
«Сволочи», в котором содержится вопиющая ложь о времени Великой Отечественной
войны. Я восхищаюсь поступком Владимира Валентиновича. Однако, к великому
сожалению, не очень-то много таких поступков в нашей кинематографической среде.
А лжи в кино много.
Я думаю, чтобы изменить к лучшему наше искусство, в том
числе и кино, надо коренным образом изменить жизнь. Чтобы в основе жизни нашей
были справедливость и высокая нравственность.