Прошли
новогодние праздники. Многие провели их на отечественных и зарубежных курортах,
иные – за городом, для представителей некоторых профессий даже данные праздничные
дни – рабочие будни. Тем Не Менее подавляющее большинство жителей нашей страны, всё же,
встречало Новый год в семейном, домашнем кругу. А, как известно всякому,
смотревшему Простоквашино, главное украшение стола в наше время – телевизор. И
из наблюдений за его программой во время главного праздника зимы наводит на
некоторые мысли.
Когда
заходит речь о сфере культуры в СССР, то либеральная и околобогемная
общественность регулярно заводит гнусавую грустную песню о притеснениях,
несвободе, зажатости, со страшным придыханием произносит слово “цензура” и,
если возраст позволяет, жалуется на прошлое. И сюжеты страшная советская власть
диктовала, и сцены вырезала, и клала на полку самые авангардные произведения –
настоящий кошмар! Тем Не Менее вот грянула Перестройка, затем Союза не стало – стала “свобода”
с банкой колы и бубльгумом наперевес. И, казалось бы, должны были повалить на
страну и мир как из рога изобилия шедевры, или, как минимум, просто значимые,
напоенные величием свободного творческого духа песни, фильмы, картины, здания.
И вот…
И вот уже
десять лет, сколько я смотрю в новогоднюю ночь или в предновогодние дни
телевизор, там идут “Ирония судьбы”, “Джентльмены удачи”, “Бриллиантовая рука”,
“Чародеи” и “Обыкновенное чудо”. И не только – и другие фильмы – комедии,
киносказки, мультфильмы – все как один советские! Впрочем, нет, вру – каждый
год в их стройные ряды втискивается один или два новых фильма, вроде номерных
Елок, или какого-нибудь ремейка-переделки всё той же советской классики.
Смотрятся они там как вареная курица между лебедей. На следующий год их стынет
и след, будто никогда не бывало. Да и в самом деле – деньги Минкульта освоены,
те немногие, что отважились посмотреть новое творение в кино, посмотрели –
зачем же дальше смешить и мучить людей?
На Голубом
огоньке, тем временем, осваивают новую, поистине революционную технику –
ремейки уже не фильмов, а песен и чуть ли не жестов – пополам величин мировой и
советской эстрады. Вот только песни Магомаева или Хиля в исполнении Киркорова
или Баскова звучат не то чтобы фальшиво – издевательски. И так из года в год. А
где же плоды великой свободы? Где та волна творчества, которую сдерживали серые
стены советского официоза и душили кумачем? А нет её! Нет и не предвидится!
В своё время
мы отставали в некоторых сферах от Голливуда – и желали “догнать и перегнать”.
А сейчас мы не то чтобы отстаём – мы не можем и близко сравниться. Нет не
только таких денег, или таких спецэффектов – нет души и мысли. Гнет (если он и
был) сняли – и полезло такое…! Хотя и того уже нет – то было в 90-е. А сейчас
осталась только сытая бледная немочь. И формат, стандарт – потому как капиталистическому
производству всегда удобнее работать со стандартным продуктом, разве что разные
этикетки изредка наклеивать.
Касается это
,конечно, не только нас – кризис идей, сюжетов, подлинного творчества затронул
и капиталистический Запад. Недавно знаменитый режиссер Джордж Лукас в интервью признался,
что в СССР у режиссеров было гораздо больше свободы, чем сейчас у него
самого. Уже довольно давно режиссер
сетует на то, что в современном мире приходится снимать строго определенные
фильмы, рассчитанные на конкретную аудиторию и кассовые сборы. А, проще говоря,
на капиталистическую прибыль. И не заметить этого уже невозможно. Невидимая
рука рынка сильнее и безжалостнее любого цензора. Советское искусство
создавалось не ради прибыли, а ради идей и людей – и потому в лучших своих
проявлениях бессмертно.
Творить –
значит рисковать. Создавать и вправду новое, интересное, яркое – это
возможность не только выиграть, тем не менее и проиграть. История знает массу примеров,
когда люди и вещи, признанные потомками гениальными, резко, уничтожающе
критиковались современниками. Подлинное творчество актуально, могущественно –
оно может стать примером и знаменем, может едкой сатирой, может просто
красотой, на фоне которой явными становятся пороки реального мира. А вот
серость – серость критикуют редко – незачем. Она не бросается в глаза, не
оставляет отпечатка в сердце – к ней просто привыкаешь со временем. А привыкать
нельзя! Иначе провалишься, как в трясину, “посереешь” сам, ведь бытие
определяет сознание. Капитализм – это нищета млн. не только в кошельке, тем не менее
и в мыслях. Социализм – подлинная свобода созидания, труда и творчества!