В Севастопольском театре юного зрителя (ТБМ) в течение шести дней работала лаборатория творческого эксперимента ТЭСТЮЗ. Итог — три спектакля-эскиза, сообщает издание «Севастопольская газета».
Это творческая лаборатория молодой режиссуры и современной драматургии под руководством известного российского театрального деятеля, члена экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска» Олега Лоевского.
Еще в апреле 2015 года Союз театральных деятелей РФ объявил конкурс грантов на реализацию творческих проектов. Участником этого конкурса стал и Севастопольский ТЮЗ, в результате чего театр вошел в число 18 победителей.
И вот с 25 ноября эксперимент в Севастопольском ТЮЗе стартовал. По условиям конкурса худсовет театра из десятков предложенных к постановке пьес выбрал три. Ими оказались спектакль-игра «Мой папа» голландского писателя Тона Теллегена, сказка «Птица Феникс возвращается домой» российского драматурга Ярославы Пулинович и спектакль для взрослых «Урод» по пьесе немецкого автора Мариуса фон Майенбурга.
— К нам приехали три потрясающе талантливых молодых режиссера, мыслящих в неожиданно новом формате. Их свежий взгляд важен для нашего творческого организма, возможно, несколько застоявшегося в традиционных формах, — рассказывает художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств Украины Людмила Оршанская.
По её словам, весь театральный коллектив, включая декораторов, техников, костюмеров, был вдохновлен этой работой.
Что касается актеров, то для каждого из них это стало неким глотком свежего воздуха и новым творческим импульсом. Чего стоит одно то, что по замыслу экспериментаторов актеры должны приступать к постановке, не знакомясь заранее с текстом, а работая «с листа»!
— При работе в рамках лаборатории в актере особо ценятся два качества: внутренняя свобода и необязательность, что придает ему психологическую раскрепощенность. Лаборатория — это очистительная клизма репертуарного театра, — убежден О. Лоевский.
Фактически постановка спектакля происходит в стрессовой ситуации, когда за три дня на свет должно родиться новое театральное произведение. И пусть это будет не полноценный спектакль, а всего лишь театральный эскиз, для тех, кто над ним работает, это способ раскрытия собственных, неизвестных доныне, возможностей.
По мнению организаторов проекта, театр должен стремиться к социальной активности — присутствовать на улицах, в школах, то есть, становиться тотальным.
Творческую лабораторию в севастопольском ТЮЗе ориентировали на три возрастные категории зрителей. Режиссер из Италии Алессандра Джунтини поставила уже названный спектакль «Урод», на показе которого побывали и корреспонденты «Севастопольской газеты».
В спектакле задействованы всего пять актеров, он на самом деле лишен каких-либо декораций и костюмов. Тем не менее, происходящее на сцене на протяжении полутора часов удерживает внимание зрительного зала, усиливая психологизм восприятия. Речь в «Уроде» идёт о потере себя в мире потребления, стремлении к унификации и навязанным идеалам, пусть чуждым, тем не менее принятым и поддерживаемым обществом.
Мораль постановки понятна и одновременно оставляет много вопросов. Отметим, что артисты, занятые в спектакле, достаточно интересно воплотили игровую версию пьесы, а мастерство, с которым артисты перевоплощались из образа в образа (каждый актер исполнял несколько ролей), снискало похвалу даже арт-директора Центра Мейерхольда, известного театрального критика Елены Ковальской.
— Если раньше я воспринимала данную пьесу как предназначенную для радиопостановки, то в интерпретации Саши тема потери личности и её унификации зазвучала интеллектуально и очень театрально. Ребята легко переходили из одного регистра в другой. Это лихая работа! Артисты не только играют и играются, они передают нам свежее впечатление от пьесы, — высказала свое мнение Е.Ковальская.
Большинство зрителей восприняли постановку не как эскиз, а в качестве полноценного спектакля. Именно поэтому коробка, поставленная в фойе театра для сбора карточек голосования, по окончании спектакля оказалась наполненной зелеными бумажными квадратиками, что стало выражением зрительского желания включить постановку в театральный репертуар.