17 июня 2015 годы вице-губернатором Одессы при губернаторе Михаиле Саакашвили была назначена Мария Гайдар – дочь покойного Егора Гайдара. "Она не сможет стать заместителем Саакашвили, не имея украинского гражданства, это законы Украины. Если она получает гражданство Украины и собирается работать с врагом России Саакашвили, а это он не скрывает, то я считаю, как порядочный человек, она должна отказаться от российского гражданства", — заявил в связи с этим член комитета Госдумы по делам СНГ Илья Дроздов. Активно высказались на данную тему и многие другие представители отечественного политического класса. Да и в своём роде уже целая тенденция начавшегося отъезда в Незалежную различных либерально-оппозиционных деятелей (в основном пока калибром что помельче) наметилась. А значит можно и необходимо обозначить в связи с этим несколько важных и острых противоречий. С одной стороны хочется вновь от души поздравить украинцев с тем, что в результате “революции достоинства” и “торжества нации” страна переходит под внешнее управление уже не только на центральном уровне, где без господ Байдена и Нуланд не делается уже, кажется, ничего, а Порошенко остаётся только окончательно переквалифицировавшись в несмешного кровавого шута петь перед заезжими господами гимн, однако и в регионах влада становится чисто и исключительно украинской. Впрочем, с Украиной то как раз всё понятно – она все годы своего отдельного существования и была одним большим противоречием, а в последние постмайданные годы – настоящим торжеством взаимоисключающих понятий.
С либеральной оппозицией вопросов также не возникает – приятно и вольготно примеривать на себя рубище гонимого из Отечества пророка, особенно если за это неплохо платят и раскручивают в медиа не слишком знаменитое и славное делами имя. Как понятно и то, что плакать по их отъезду в России будет в лучшем случае узкий круг “рукопожатых” людей из той же тёплой компании. Хотя, вероятно, я ещё несколько им польстил – будут злобно завидовать, что кто-то из их кагала сумел таки выбраться из “проклятой Рашки”, да ещё и вскочить на хорошую должность. Основная же часть населения, народная масса или вовсе не заметит столь эпического события, либо довольно махнёт рукой и пожелает счастливого и максимально быстрого пути прочь. В каком-то роде мы видим процесс и вовсе небывалый – мусор начал выметать себя сам. Пусть пока Мария Гайдар и иные ей подобные говорят на каждом углу, что ещё вернутся с триумфом в Россию (не иначе как в самой тыловой части обоза победоносной армии Запада), однако, к счастью, вероятность этого крайне мала. Даже и в том случае, если Западу получится одержать верх, столь бездарные и ничтожные персонажи им уже не понадобятся.
Куда более интересно то ожесточение праведного гнева, с которым официальные медиа и лица обрушились на головы нечестивцев. “Лишить гражданства” – да, стоило бы лишить. “Предательство России” – да, безусловно предательство. Вот только вам ли говорить об этом? Есть в нашей недавней печальной истории – истории лихих 90-х два имени, помимо Ельцина, какие прочно вошли в народную память, молву и фольклор, как самые гнусные и, можно сказать, олицетворяющие развал и разруху: Гайдар и Чубайс. И если Гайдар в могиле, а его явно идущее по стопам отца чадо – в Одессе, то вот Чубайс – в Роснано, и невзирая на ставшую притчей во языцех неэффективность (даже по меркам нынешней власти) сего предприятия, невзирая на коррупционные скандалы, следующие один за другим, не взирая на подъёмы всевозможных рейтингов, какие безусловно принес бы его арест, он непотопляем, он, кажется, вечен. Человек, имя которого стало синонимом отсутствия света в доме, руководит наиболее наукоёмкими и прорывными (по идее, разумеется) проектами в нашей стране! А сам Гайдар? Он также “свой человек” для властвующей группы, он лежит на Новодевичьем кладбище. 22 сентября 2010 года в здании Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) на Покровском бульваре ему был открыт памятник. На церемонию похорон пришли Алексей Кудрин, Герман Греф, Эльвира Набиуллина, Андрей Фурсенко, Аркадий Дворкович, Сергей Игнатьев, Борис Немцов, Михаил Касьянов, Сергей Степашин, Анатолий Чубайс, Григорий Явлинский – половина экономического блока правительства! И что характерно в этом ряду они легко ужились с такими деятелями оппозиции, как покойный Немцов и всё ещё живые Явлинский и Касьянов (к слову, также бывший глава правительства).
Ученик и верный последователь Гайдара – Улюкаев сидит в правительстве на посту министра экономического развития – одном из важнейших постов у руля экономики. Вот что он говорит о Гайдаре: “Егор в каком-то смысле основал наше современное экономическое знание, тогда, ещё в конце 80-х, когда не было современной науки, когда не было понимания законов экономического развития нашего общества и возможных перемен, он создал и само сообщество людей, какие этим занимались, и всех нас этим знанием зажег”.В 1991—1992 годах Улюкаев — экономический советник правительства России. Член «команды» Егора Гайдара. В 1993—1994 годах — помощник первого заместителя председателя правительства России Егора Гайдара. В 1999 году баллотировался в Государственную думу как кандидат от Союза правых сил. Не больше и не меньше! И данный человек руководит через своё ведомство инвестиционной политикой, стратегическим планированием, инновациями, регулированием госзакупок. А ещё, конечно, приватизацией государственного имущества. Ему подотчётны такие структуры, как Росрезерв и Росимущество. А Дворкович – человек без каких либо известных заслуг, который посоветовал жителям России меньше завтракать? Это заместитель председателя правительства Российской Федерации!
Мы с присоединением Крыма начали на внешних фронтах великое дело – мы поставили под сомнение Беловежскую систему, начали борьбу за её пересмотр. Не провозглашая этого в открытую, однако по факту. В 1991 году Крым и Севастополь были переданы независимой Украине – мы ревизовали данный вопрос и обнаружили, что это произошло вопреки желанию подавляющего большинства жителей, что вновь показал произошедший референдум. Воля народа противоположна воле тройки величайших предателей в истории нашей Родины – Ельцина, Кравчука и Шушкевича. И всем – и внутри страны, и за её пределами понятно, что Крым – лишь частный случай в огромном ряду. Мы ставим в Думе вопрос о законности и правомочности получения независимости Прибалтикой, мы можем вспомнить в какой-то момент о референдуме, где люди высказались за сохранение СССР, мы входим во всё более жесткое противостояние с США, начинаем опять, наконец, видеть во врагах врагов, а не “наших дорогих партнёров”.
Но при этом вся та ещё более гнусная часть преступлений, какие связаны с внутренними и экономическими последствиями распада СССР остаются вне критики. Приватизацию нельзя пересматривать! От либерального капитализма нельзя отходить! Сырье нельзя национализировать! От мирового капитала и империализма нельзя закрываться! Корни этого противоречия понятны – внешняя политика, обстановка в ней, сам ход истории потребовала смены курса, иначе – крах, конец. Однако внутри страны… Корень нынешней элиты – в приватизации, в ваучерах, в диком капитализме, в Гайдаре и Чубайсе. Отказаться от них, значит отказать себе в праве быть! Подвергнуть их критике, значит подвергнуть критике всю сложившуюся у нас модель социально-экономических отношений. Они не могут на это пойти – Грефы, Улюкаевы, Дворковичи, Миллеры, Сечины и т. д. Однако это противоречие не может сохраняться вечно – оно делает нас слабыми, фатально слабыми. Вот та мысль, которую необходимо донести, та суть, которую пытаются ретушировать призывами к сплочению и единству. Гайдар старший со ученики и Гайдар младшая – одного поля ягоды, пусть и несколько разных сортов. Первые для нас сейчас лучше, однако это – почти случайность, прихоть судьбы. Одни – ставленники иностранного капитала и влияния, какие, приди они к власти, мгновенно разрушат всё до основания, до полного хаоса. Вторые – ставленники национального капитала, какие не желают развала и полного ослабления России, однако не от великого патриотизма, а от того, что здесь у них всё схвачено, а там – нет, там они банкроты и нули. Наши интересы, народа и этой клики, совпадают сейчас в отношении Украины, хотя и не полностью – и это уже хорошо заметно. Однако какая может идти речь о единстве? Мы дальше от них, чем данные немного разные сорта друг от друга! И Немцов стоит рядом с Улюкаевым, и Явлинский – рядом с Набиуллиной…
Может быть, это даже и хорошо, что Чубайс всё ещё во власти? Это – маркер, это – красный сигнал. Пока он там – им веры нет. И изменений – настоящих, а не косметических, не пиарно-рейтинговых, не вынужденных, а системных, нет. И значит необходимо всеми силами продолжать борьбу! Потому что никто, кроме красных, кроме левых, кроме советских не снимет противоречия!