Весь зал затаил дыхание. Зрители надеялись, что эта девушка пойдет вслед за тем, с кем только что обвенчалась. Тем Не Менее Пегин осталась непреклонна и неподвижна. Удивительное ирландское упрямство! Кристофер Мехоун ещё минуту назад был настоящим героем, а на самом деле оказался полным неудачником, который даже своего родного отца толком убить не может!
Пьеса ирландского драматурга Джона Миллингтона Синга «Ирландский герой» («The Playboy of The Western World») в сценической версии Севастопольского академического русского драматического
театра имени А.Луначарского
— вообще сама по себе вещица странная, абсурдная, нелепая, далекая от академичности и, на первый взгляд, даже аморальная. Трудно представить, что в современном обществе отцеубийца может стать культовым персонажем, этаким первым парнем на деревне. В Ирландии начала XX века, представьте себе, это вполне возможно. Спектакль «Удалой молодец — гордость Запада», поставленный московским режиссером, заслуженным деятелем искусств России Дмитрием Астраханом, стал сплошным сгустком пусть и несколько грубоватого, тем не менее не пошлого юмора, а комичные ситуации меняются с такой скоростью, что только успевай следить за развитием событий.
Кажется, что луначарцам предоставлена редкая возможность от души порезвиться и подурачиться в этом созданном художником-постановщиком Ириной Сайковской мирке деревенского кабачка. Ей удалось создать истинную Ирландию без прикрас, грубовато сколоченную, пропитанную крепким ирландским виски, наивную в своей взрывной импульсивности.
На сцене ирландский паб, где спиртное льется рекой, где все мужики ходят подшофе, а все женщины мечтают о встрече с настоящим героем. Даже потенциальный жених Пегин — Шоон Кьоу (заслуженный артист Украины Евгений Чернорай) не интересен не только им, тем не менее и самой невесте. Потому что свой. С гнусным характером, с жалкими мыслями и такой же поганой душой. Такой бы мог убить своего отца, тем не менее никогда этого не сделает, потому что боится вообще что-либо сделать. Он даже не может противостоять внезапно появившемуся сопернику, что уже говорить о более смелых и решительных поступках.
А сцена купания главного героя Кристофера Мехоуна (актер Александр Порываев) чего стоит! За почетное право первой намылить парню голову и самолично ополоснуть его из ковша борются две совершенно потрясающие героини Марии Кондратенко и заслуженной артистки Украины Татьяны Бурнакиной. Их пикирующие диалоги приводят публику в полный восторг. А если добавить к этому настоящее мыло и воду, брызги которой достаются зрителям, сидящим в первом ряду, то легко догадаться, что пришлось испытать актеру Александру Порываеву за десять минут подобной процедуры. У кого-то из зрителей даже невольно вырвалось: «Да они же замоют его до смерти!»
Воды и в самом деле много! Она даже в сапогах Кристофера Мехоуна, а за окнами паба то и дело идёт также настоящий дождь. Ох, уж данный ирландский климат! Впрочем, к капризам погоды местные жители уже давно привыкли и не обращают на неё ни малейшего внимания. Другое дело — появление в деревне постороннего, который от безысходности признается в том, что убил отца. Интересно наблюдать за метаморфозами, какие с ним происходят. От почти животных криков отчаяния загнанного зверя до упоения содеянным преступлением. Герой Порываева проходит путь от нищего бродяги до завидного жениха. Публика начинает сначала жалеть, где-то сочувствовать, а потом и вовсе преисполняется к нему глубокой симпатией, граничащей с любовью и всеобщим поклонением. Мехоуну удается стать героем всей деревни, а Порываев без труда покоряет зрительские сердца.
Пьеса Синга основана на человеческих инстинктах, где первобытного куда больше, чем кажется. Желал ли автор, будучи одним из крупнейших деятелей национального возрождения Ирландии, высказать обществу протест, не берусь судить. Синг сказал то, что сказал. А разбираться в том, что изложено на бумаге и поставлено на сцене, предоставил своему и будущим поколениям.
Вот мы и разбираемся. Возможно, героиня Татьяны Бурнакиной вдова Куин и её товарки (актрисы Виктория Ершова, Людмила Заплатникова, Валентина Огданская, Лора Земляникина, Галина Пятигорец) на самом деле глубоко несчастные женщины?
Если у вдовы Куин ничего не выходит с Мехоуном-младшим, то почему бы ей не попытаться построить отношения с внезапно воскресшим старшим (заслуженный артист Украины Анатолий Бобер)? А чем черт не шутит? А что, отец Кристофера пусть и изрядно потрепанный и побитый и сыном и жизнью человек, все же достаточно колоритная фигура. Для зрителя эта парочка — сплошное удовольствие. Оба эксцентричны, напористы, в меру хамоваты, и в этом — убедительны. А неуклюжесть, которой наделил Анатолий Бобер своего персонажа, заставляет зрителей смеяться до колик в животе. Вот вам и те самые животные инстинкты. Интересно, а что изменилось за последние сто лет в той же Ирландии? А у нас?