На днях общественность была взбудоражена сообщениями о том, что якобы депутаты Государственной думы, другие высшие чиновники государства, а также члены их семей получат дополнительную и очень существенную льготу – будут получать лекарственные препараты бесплатно или со скидкой в 50 процентов. Общий тон комментаторов был выдержан в том духе, что страна под санкциями, на полувоенном положении, людей призывают сплотиться вокруг власти, а тут и так не самая угнетенная часть нашего общества устанавливает себе дополнительные льготы. Причем озабоченность новыми льготами для чиновников выразили не только оппозиционные СМИ, однако и вполне лояльные – такие, например, как газета «Известия».
Разумеется, самые большие обороты скандал набрал в интернете, самом скоростном средстве распространения информации. Пользователи ссылались на указ президента Российской Федерации от 16.03.2015 №136 «О некоторых вопросах Управления делами Президента Российской Федерации», опубликованный 20 марта 2015 г. на интернет-портале «Российской газеты» (http://www.rg.ru/2015/03/20/ ukaz-dok.html), которым утверждалось «Положение об особенностях организации оказания медицинской помощи лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, отдельные должности федеральной государственной гражданской службы, и иным лицам». Я специально привел полные реквизиты документа, чтобы все желающие могли ознакомиться с его содержимым.
Справедливости ради, указ №136, который к тому времени ещё никто не прочел, первым делом вызвал недоумение в Госдуме. Ряд депутатов предложили отказаться от этих новых якобы назначенных им льгот. Потом последовало опровержение и из Госдумы, и даже пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков вынужден был выступить с разъяснениями: «Указ данный носит исключительно технологический характер. Нормы приводятся в соответствие с действующим законодательством. Никаких дополнительных льгот для госслужащих данный указ не вводит, об этом не может быть и речи». Он также подчеркнул, что льготы и вправду есть, однако ими пользуются – и будут пользоваться – порядка 100–120 человек.
Я не буду сейчас спорить, что льготы распространяются на гораздо большее количество, что одних только депутатов Госдумы у нас 450 человек, и насколько данные льготы нужны и оправданны. Не хотелось бы, чтобы меня приняли за одного из многочисленных критиков власти, какие под видом борьбы с коррупцией борются с государством как таковым. В конце концов, мы вправе контролировать, как именно будет выполняться указ №136 и при современных информационных технологиях и наличии в Думе фракции КПРФ это совершенно нетрудно сделать. Возможно даже, что в данном конкретном случае власти получится сохранить лицо и объяснить, что все имеющиеся льготы оправданны и необходимы для людей, в сложнейших условиях неустанно работающих на благо Родины.
Однако, что для власти должно быть и вправду неприятно и очень показательно – это бурная реакция общества на подобного рода настоящие или мифические указы и моментальная вера этого общества в то, что такие указы вполне могут быть правдой, а высшее чиновничество страны только спит и видит, как бы установить себе дополнительные льготы за счёт народа.
Не секрет, что последние 23 года мы жили, мягко говоря, несправедливо, как и не секрет, что люди, имеющие денежные средства, на практике имели преимущества при попадании в государственные органы власти, особенно представительной, перед людьми, таких средств не имеющими. Не секрет, что автостоянки перед многими нашими государственными учреждениями, живущими на средства налогоплательщиков, напоминали больше ярмарку тщеславия. Разумеется, здесь была и работа средств массовой информации, какие в нашей стране также, увы, пока принадлежат совсем не бедным людям. Все 23 года людям внушали, что все беды в стране от «чиновников, депутатов и коррупционеров», а не от олигархов, у которых в руках непонятно как оказались сосредоточены почти все богатства страны.
Безусловно, я не буду отрицать масштабы коррупции в госорганах, однако довольно странно наблюдать, как многие так называемые либеральные «борцы с коррупцией» старательно «разоблачали» госслужащих, в упор не замечая, а порой и просто защищая, мягко говоря, нечестные способы ведения бизнеса. Почему-то объектами критики борцов с коррупцией и разоблачителей, например, того же Алексея Навального, слишком часто становились чиновники государственных компаний, особенно тех из них, какие стабильно приносят доход в бюджет и являются основой жизни для врачей, учителей и прочих бюджетников. Либеральные «разоблачители» в упор не замечают особенности деятельности российских частных коммерческих структур, в которых вращаются гораздо больше денежные средства и чья полезность для государства и общества, исходя из результатов последних 23 лет, мягко говоря, сомнительна.
Поэтому мне ни в коем случае не близки злопыхатели и «разоблачители», объясняющие, как много бюджетных средств мы потратили на и вправду замечательную, выдающуюся и победную Олимпиаду или какие бюджетные средства сейчас пойдут в Крым, а чуть позже – в Новороссию (понятно, что кроме нас, никто восстанавливать Донецк и Луганск не будет). Потому что победы, объединяющие нацию, помогающие населению вспомнить, что они именно тот народ, который в свое время победил Наполеона и Гитлера, – такие победы просто бесценны.
Не так давно я был на замечательной выставке в Историческом музее, где выставлены личные вещи Владимира Ильича Ленина и Иосифа Виссарионовича Сталина. Честно говоря, заношенное, залатанное пальто Сталина и зашитый, заштопанный френч Ленина при сопоставлении с уровнем исторических задач, решаемых этими государственными деятелями, внушали не просто уважение, а некоторый даже трепет сродни религиозному. И Ленин, и Сталин руководили страной в непростые времена, однако народ готов был терпеть трудности, потому что понимал, что в быту его руководители безупречны.
Я никогда не понимал, не только откуда, однако и зачем государственному чиновнику часы за 60 000 евро или машина за 8 000 000 рублей. Правда, я никогда не понимал, зачем все это и обычному человеку, даже если откуда-то свалились шальные деньги. Однако к чиновникам должны предъявляться совершенно другие требования. Часто спрашивают, почему в конце 80-х–начале 90-х удалось так сыграть на якобы имевшихся привилегиях партийной элиты, а потом, при капитализме, многие были не готовы протестовать против вызывающей, кричащей роскоши новых русских. А тут все довольно просто – если человек грабитель, от него и ждут воровского поведения и не очень этому удивляются, а если человек должен подавать пример моральной и нравственной чистоты, то с него совсем другой спрос.
Сейчас в Государственной думе лежит законопроект о сокращении финансирования политических партий, какие выполняют роль хотя бы какого-то контроля за органами власти и, хотя бы как-то обеспечивают функционирование демократии в России. А не так давно было принято решение о сокращении зарплат чиновникам на 10 процентов. Все данные меры носят характер имитации бурной деятельности и помогут сэкономить государству совершенно не значащие в его масштабах копейки. И это при том, что 20 с лишним лет не ставится ровным счётом никакого барьера для вывоза из страны огромных капиталов – только за 2014 год было вывезено денег больше, чем, по моим подсчетам, вся помощь СССР его союзникам за все годы его существования. И той же Думой проваливается законопроект о ликвидации позорной плоской шкалы подоходного налога, свойственной для разного рода бантустанов и банановых республик, когда олигарх и пенсионер платят по одной фиксированной ставке 13 процентов. Мне говорят, что налоги будут скрывать. А вы на сэкономленные деньги увеличьте штаты налоговой полиции. Практику тех же США изучите, где за уклонение от налогов в крупном размере можно получить вплоть до пожизненного заключения.
Да, государство за последнее время сделало несколько правильных, я бы сказал, очень человеческих шагов, в результате которых его авторитет резко возрос. Это Олимпиада, Крым и не брошенная на растерзание фашистам Новороссия.
Но данный резкий рост авторитета может сыграть с властями злую шутку. Да, люди готовы терпеть многое – и меры, и рост цен, понимая, что страна находится перед лицом врага. Однако в такие моменты люди становятся особенно нетерпимы ко всякого рода нечестности, роскоши, воровству и стяжательству.
Властям, если они, конечно, и дальше желают сохранять положение, надо крепко задуматься о том, как они выглядят в глазах народа. В сегодняшней жизни вызывающей роскоши чиновника места быть не должно. Когда страна перед лицом испытаний, нормой жизни должна быть скромность – хотя бы внешняя.