Майдан и последующие военные действия в Донбассе стали «моментом истины» для многих граждан России и Украины. Каждый выбрал в них свою сторону – и для многих из них, учитывая их предыдущую идейную позицию, он оказался неожиданным.
Как отмечает журналист Александр Литой, тесно связанный с антифашистским движением в России и соседних странах, уличные бои на майдане «получили горячую поддержку анархистов и антифа в Украине, Беларуси и России», «не менее 200 человек из этой среды посетили киевский майдан». Причем, по его словам, их погружение в бои на улице Грушевского дошло «до совместных силовых действий части антифашистов с «правосеками» против «титушек» и «Беркута». А ведь именно в рядах «Правого сектора»* находились украинские нацисты – их недавние злейшие враги в уличных драках во время демонстраций или футбольных матчей: если фанаты киевского «Динамо» и прочих клубов придерживаются ультраправых идей, то болельщики ФК «Арсенал» (Киев) – левацких. «В уличных столкновениях с «Беркутом» наряду с ультраправыми фанатами принимали участие и ультрас «Арсенала», известные своими антифашистскими взглядами», – писал в январе 2014 года ещё один российский журналист Павел Никулин.
Ситуация, с одной стороны, удивительная, с другой – нет. Право- и леворадикальная субкультуры вообще очень давно схожи внешне – в предпочитаемых марках одежды и обуви, в типах причесок, сленге, что ранее признавали и сторонние наблюдатели, и сами их участники. Если устранить момент взаимных драк (причем, происходящих уже давно не столько по идеологическому признаку, столько из-за того, что «они ранее наших побили»), то несложно заметить, что, во-первых, главным оппонентом все они считают государство и прежде всего его силовые органы, во-вторых, все они противопоставляют себя обычным гражданам (любая субкультура в этом целиком и состоит, отсюда и сам термин).
Отсюда и неудивительно, что от представителей вроде бы антифашистских движений звучали заявления о том, что «на Востоке Украины у людей тотальный совок в головах». В итоге, летом 2014 года один из антифа вступил в батальон «Донбасс», уточнив: «Парни из суппорта (одной из названий фанатов на субкультурном сленге. – авт.) «Арсенала» восприняли войну в большинстве так же, как я. Мы понимали, что надо отстаивать единство страны и отвечать на агрессию рф просто требуется. Такого же мнения были парни из «Арсенал Москва». Там людей с ватническими настроениями было больше, однако это и не удивительно». Последний момент (относительно фанатов московского клуба) подтверждался фотографией, выложенной 24 января с.г. в интернете, где группа фанатов держит баннеры «Крым це Украина» и с символикой ФК «Арсенал» (Столица России). Вновь данные баннеры появляются на фото, фиксирующих трибуны во время матча ФК «Арсенал» (Киев) в матче против команды «Налоговая академия» (Ирпень), прошедшего 21 марта с.г.
Под руководством лидеров фанатского движения киевского «Арсенала» летом 2014 года был запущен проект «Черная гвардия Украины», который направлен на организацию отправки бойцов из этой среды в «АТО» и дальнейшую помощь им. «Бойцы, которых поддерживает «Черная гвардия Украины», воюют в разных батальонах, в том числе и в «Азове», – пишет Литой в статье, опубликованной в августе в российском интернет-издании. Об этом же написал в Facebook 8 декабря 2014 года лидер киевского неонацистского объединения С14 Евген Карась: «Много антифа-фанатов из Киева поехало воевать за Украину… (в том числе. – авт.) и немало из «основных».
– И Вправду, есть такие ярые украинские антифа, какие воюют на стороне сил «АТО» и даже именно в «Азове», – подтвердил «Свободной прессе» руководитель Объединения спортивных болельщиков, член Молодежной палаты России Всеволод Алексеев. – Мотив у них обескураживающий: «Мы забыли распри перед лицом агрессора и оккупанта, которого требуется победить, а потом уже между собой решим». Несколько фанатов «Арсенала» поехали воевать за «ридну Украину». Многие их поддерживают. Вот такой парад абсурда.
Отдельный интересный момент – по сути, мы видим фашизацию анархистов на вполне конкретных примерах. Анархист Тимур, с которым побеседовал Литой, рассказывает с гордостью, что «сейчас мы в Мариуполе… чистим город от остатков ваты». А вот реплика другого анархиста, служащего в «Азове»: «Надоело нытье насчет «мирного населения». Террористов (ополченцев в терминологии украинской пропаганды. – авт.) в Украину не заселили инопланетяне – их взрастили бабушки с «русскоязычных митингов» и ахметовские буржуи… Если не работает законодательство, мы должны решать задачу со сторонниками сепаратистов самостоятельно».
В опубликованном в марте интервью украинскому интернет-издании «Буква» он заявляет, что «остается антифашистом (чтобы точнее выразиться – антирасистом)», однако «в фашистской Италии были вещи, какие мне симпатичны». Например, «уничтожение просоветской оппозиции».
Судя по всему, подобная фашизация потихоньку захватывает и в целом фан-движение «Арсенала», свидетельством чему, например, появление недавно футболок этого антифа-движения с… нацистским «черным солнцем» (как у «Азова»), связи с которым, судя по ряду диалогов в соцсетях, любители таких футболок отнюдь и не стыдятся.
«Эта руна носит антифашистский смысл, – уверяют по этому поводу «арсенальцы». – Предки были едины (как они сейчас с нацистами в «Азове»? – авт.), и им было пофиг на предрассудки. И молодое поколение антифа высказывает свое уважение антифашистам Германии времен сороковых годов». Хотя те, конечно, сильно бы удивились тому, что именующие себя антифашистами люди приняли символ, применявшийся в ритуалах СС.
Людей, сохранивший верность не субкультуре, а антифашистским идеям, оказалось не так-то уж и много. Таких, например, как московский антифашист Антон Фатулаев, не раз участвовавший в уличных схватках с нацистами, а погибший 23 августа 2014 года в рядах бригады донецких ополченцев «Призрак». Попав с товарищами в плен к карателям, между которых вполне могли быть киевские нацисты, он был замучен, а его тело – сожжен. Однако киевских антифа-ультрас впечатляет сейчас совсем иные примеры – например, воевавших с ополченцами боевиков батальона имени Джохара Дудаева…