| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | Помню, когда только началась «перестройка», очень модно стало издеваться над всеми жизненными установками старшего, консервативного, здравого поколения. Издевались над тем, что наши люди готовы отказаться от иных благ и удобств в пользу укрепления обороноспособности государства. «Лишь бы не было войны!..»
И вот война пришла. Собственно, с началом «перестройки» она никуда и не уходила – от вспыхнувших вдруг межнациональных конфликтов – до Чечни, от передела собственности – до тотального наступления НАТО на Россию. Однако война, казалось, где-то в отдалении. И вот только сейчас она так близко подобралась к нам. Ровным счётом нет никакой разницы между расстреливаемым Донбассом и почти любым районом России – такие же дома, улицы, такие же наши, свои, родные люди – только в подвалах под бомбами. И вдруг стало ясно: «лишь бы не было войны» – это совсем немало. А возможно, это вообще самое важное. И ради этого можно многим пожертвовать. И вдруг стало ясно, что, если кто-то не готов огнем и мечом защищать свою Родину, тогда ему надо готовиться к тому, что огнем и мечом её будут разрушать.
Всего лишь год назад в Киеве произошёл государственный переворот, а как изменилась Украина, Россия, все мы, да и весь мир! Сепаратизм, проросший на Украине в «перестройку», оторвавший её от Большой России в 1991 году, махровым цветом расцветший на американских удобрениях за два с лишним десятилетия, привел к логичному итогу – к войне. Как юрист, я не могу признавать Украину государством – для этого надо будет признать абсолютно нарушающие закон Беловежские соглашения, не лезущие ни в какие ворота международного права, подписанные помним кем, под чьим давлением и в каком состоянии. И если в 1991 году Украину без всяких церемоний оторвали от России, то почему после государственного переворота в Киеве Юго-Восток не имеет права отгородиться от пришедшей на крови хунты?
К годовщине государственного переворота почти на всех основных каналах нашего телевидения появились уже изрядно подзабытые президент Украины Виктор Янукович и бывший премьер-министр Николай Азаров – ещё до переворота Янукович пожертвовал этим явно пророссийским политиком в пользу выдвиженцев Майдана.
Вот, например, в программе «Центральное телевидение» по НТВ 21 февраля 2015 года дали довольно короткое, однако показательное интервью с Виктором Януковичем. Привожу по памяти, однако близко к тексту несколько цитат:
– Я думаю, что США ошиблись в оценке моей власти. Уверен, что ни США, ни Европа не планировали то, что произошло потом…
– Меня подталкивали к силовому решению ситуации. Однако мне власть ценой крови была не нужна…
– Для меня полной неожиданностью стали действия оппозиции. Я желал сделать все, чтобы не допустить кровопролития…
– Я никогда не думал, что они откроют войну против собственного народа и в этом найдут поддержку Европы и Америки.
«Не думал… Не планировал… Мы не ожидали…». В конце интервью Янукович призвал остановить войну. Как будто войны останавливают призывами. Много было ещё чего сказано и по другим каналам, в том числе и о желании вернуться на Украину. В интервью Первому каналу он заявил: «У меня не выходили из головы мысли о том, чтобы вернуться и возглавить сначала протестное движение, однако все приходили к однозначному мнению о том, что если я вернусь, то враги сделают все, чтобы меня уничтожить… Как только у меня появится возможность, я вернусь и сделаю все, чтобы облегчить жизнь жителям Украины… Мне кажется, никакая власть не стоит тех потерь, какие получила Украина после тех событий 21–22 февраля 2014 года. Страна разрушена, территориальные потери и людские жертвы. Беззаконие, несправедливость, которая царит по отношению к людям, – это результат, который получила власть после событий на Украине».
Противоположная сторона отреагировала моментально, без церемоний. «Пусть возглавит протестное движение. В лучшем случае – в тюрьме», – сказал Петр Порошенко.
Разумеется, сейчас никто всерьез не рассматривает возвращение Януковича в качестве лидера, хотя бы в качестве лидера протестного движения – это было бы все равно что возвращение Горбачёва.
Теперь Януковича не ругает разве что ленивый, и есть за что. Я его ругать не буду, более того, скажу несколько слов в его защиту. Поставьте себя на его место – с одной стороны у вас бушующая ярость Майдана, подогреваемая байденами, маккейнами и прочими западными поджигателями войны, какие давят на вас без всякого стеснения, а с другой стороны… А с другой стороны… выражаясь вежливо, с другой стороны ничего, что бы могло вас прикрыть в случае жестких решений.
Но для меня Виктор Янукович интересен как тип руководителя. Я бы назвал данный тип позднесоветским. Я вспоминаю руководителей СССР, тех, кто был не согласен с действиями Горбачёва и его подручных, а ведь таких было немало. Вершиной этого несогласия стал ГКЧП. Некоторые считают, что ГКЧП был заведомой провокацией, однако я буду исходить из того, что это все-таки была попытка спасти страну.
Что чувствовали данные люди, обладая властью над огромной, и вправду, как мы теперь понимаем, очень сильной страной, без каких-либо серьезных проблем, без малейших признаков серьезного упадка – если не считать промежуток времени «перестройки», когда совершенно спокойную, стабильную страну начали раскачивать, как чернобыльский реактор, готовя к взрыву? Неужели положение в СССР в 1991 году было хуже послереволюционного, когда большевики, не сдаваясь даже в самом тяжелом положении, сохранили власть? И уж точно у ГКЧП не было такого серьезного, страшного соперника, как у Асада в Сирии. Тем не менее Асад и сирийский народ проявили твердость, и обстановка там стабилизируется.
Почему данные люди, имея в руках все рычаги власти, отказывались от борьбы? Почему сдавались сами, отдавали страну на разграбление, бросали на растерзание своих сторонников? И почему с противоположной стороны мы не видим ни малейшей рефлексии, а наоборот, немедленную готовность пойти на любые, самые страшные, кровавые методы, чтобы достигнуть своих целей?
Почему мы часто медлим? Почему наше руководство три дня выжидало в 1956 году, прежде чем ввести войска в Будапешт, охваченный кровавым фашистским путчем? Почему мы три дня наблюдали, как наших братьев, друзей, товарищей и просто хороших и честных людей вешали на улицах вместе с семьями, сжигали живьем в духе кадров про «ИГИЛ» – фотографии тех страшных дней найти в интернете совсем нетрудно. Чего мы ждали так долго в Афганистане, прежде чем ввести войска? А ведь страна оказалась на грани кровавого хаоса в целой цепи государственных переворотов и буквально в шаге – теперь это не секрет – от ввода туда американских войск.
Мы почти 30 лет слышим: «Горбачёва обманули… Ельцина обманули… Януковича обманули…» Прикрываться «обманом» – это верх наивности для политика. Граждане вправе ждать от первых лиц государства, на которых работает целая армия аналитиков и спецслужб, адекватного подхода к окружающей действительности и точных решений. Янукович подписал соглашение с людьми, с которыми приличный человек и за один стол-то не сядет, при которых все карманы надо держать зашитыми – и открыл ворота в ад.
Власть – вещь жесткая, подчас жестокая. Страшно подумать, во что превратился бы миллиардный Китай, если бы руководство страны не проявило твердость в событиях на площади Тяньаньмэнь и не спасло страну.
Год назад в Киеве Янукович не проявил твердость, не смог выполнить возложенные на него законом и Конституцией обязанности по защите государства и народа. Результат – невиданная со времен Великой Отечественной по своему масштабу война, тысячи и тысячи погибших, превращение Украины в дикое поле, внушающее ужас и отвращение всему миру. И ещё что важно – да, лидер ушел. Теперь он живет в безопасности. А преданные ему люди? А патриоты? Это про них говорили древние римляне: «Горе побежденным!»
Тем не менее, так или иначе, Янукович был и остается единственным законным президентом Украины, данный ресурс дорогого стоит и вполне может быть использован на благо Украины.
И тут я перехожу к человеку, на мой взгляд, более интересному – к профессионалу-управленцу – к последнему пророссийскому премьер-министру Украины Николаю Азарову, разумно оценивавшему украинскую экономику.
Я не идеализирую Азарова. Все главные украинские политики того времени были подавлены «евроинтеграторами». Однако он был человеком зависимым и не принимал главных решений. Азаров сын фронтовика, уроженец Калуги. Сейчас он заочно арестован Киевским судом по таким обвинениям, по которым все наши претензии последних лет к российскому правосудию кажутся смехотворными. Из Киева Азарову пришлось выбираться в самом прямом смысле под пулями – в его машину выпустили целый автоматный рожок, и он остался жив только потому, что ехал в следующей.
Довольно интересно было смотреть и слушать Азарова на контрасте с Януковичем, благо на том же НТВ передача с ним под названием «Майдан. Как заказать Украину» шла сразу за «Центральным телевидением».
– Яценюк каждый день ходил в американское посольство советоваться…
– Без сакральных жертв не разжечь энергию толпы. Это была как калька с того, что происходило в Сирии или Ливии… Байден звонил Януковичу и категорично говорил, что нельзя применять силу и требуется урегулировать мирно.
– Они («Беркут». – Д.А.) могли бы одними дубинками разогнать всю данную толпу, однако приказа не было. Это были очень мужественные люди.
– Было свое (у майдановцев) гестапо в подвале мэрии… Где это возможно, чтобы обливали горючей смесью полицейского? В Германии, в США? Во Франции?
– Сценарий был написан в посольстве Соединенных Штатов, и кукловоды были не на Майдане.
У нас до последнего времени было модно говорить: «А вот в Германии живут… А вот во Франции такого нет…» Правда, за последний год данную присказку как ветром сдуло. В Донецке и Луганске мы воочию увидели, что такое настоящий «европейский выбор». И Германия сразу другая вспомнилась – конца первой половины прошлого века. Конечно, Азаров также повторял, что они не ожидали, не могли предположить, не думали. И в том же духе. Хотя любой знакомый с историей человек знает, что нет более вероломных, коварных и жестоких людей, чем европейцы и их клон – американцы. Однако надеюсь, прошедший страшный, кровавый военный год здорово отрезвил и вернул к реальности большинство людей.
Думаю, к Януковичу и Азарову российские СМИ вернулись не только из-за даты. Сейчас уже очевидно, что программа по «евроинтеграции» (читай – оккупации) Украины пошла, мягко говоря, не так, как планировали в США и ЕС. Да, во многом и нам следовало действовать решительнее и, возможно, достичь более серьезных успехов. Однако ведь могло не быть и вообще никакого сопротивления! Разве мало мы видели сдачи наших интересов начиная с Горбачёва?
Последнее время наши политики активно обсуждают тему украинского правительства в изгнании. Думаю, это перспективная идея, для реализации которой есть много необходимых компонентов – недовольство хунтой на Украине будет только расти и, несмотря на террор, принимать все более открытые формы. Очевидно, что во время скакания на майдане сторонники «евроинтеграции» просто желали получить бесплатно и сразу все европейские блага, а не заоблачный рост цен и кровавую войну. Донецк и Луганск нанесли нынешним властям Украины не только серьезное военное поражение, однако и огромный удар по престижу. Сознание тоталитарной секты, которое свойственно сторонникам Майдана, не выдерживает поражений, так как они опровергают истинность их веры. Да и европейцы, напуганные перспективой большой войны и огромных расходов, уверен, хоть и не оставили цели наказать Россию, уже не будут действовать так тупо.
Легитимное президентство Януковича и опыт весьма симпатичного технократа Азарова могут дать отличную «точку сборки» для всех, кто недоволен нынешней киевской хунтой. Причем, уверен, первая роль достанется именно технократу Азарову, не запятнавшему себя поражением. Мне Азаров чем-то напомнил стиль и подходы правительства Примакова с Маслюковым. Видимо, не только мне – потому и американцы так засуетились. Кстати, и Примакова с Маслюковым убрали стремительно, как только стало понятно, что Россия может восстановиться как промышленная держава.
Думаю, что и идея большой Новороссии в таком формате снова станет востребована. По материалам сайта КПРФ |