ОТ РЕДАКЦИИ
События во Франции тревожным эхом отозвались в Крыму. Лидеры мусульманских общин, живущих в европейских странах, выказывают опасение, как бы произошедшая в Париже трагедия не стала поводом в каждом мусульманине видеть потенциального террориста и врага. В связи с этим крымские политики и эксперты призывают крымчан по-новому взглянуть на проблему войны и мира, ценить сложившийся баланс, уважать культуру, религию и права соседа. Статья заместителя Председателя Госсовета РК Ремзи Ильясова пополнила редакционный портфель парламентской газеты «Крымские известия» в самый канун новогодних праздников. Стремясь в первую очередь напечатать материалы, подводящие итоги исторического 2014-го, мы не смогли ее опубликовать. И теперь думается, может, так вышло и к лучшему. Во всяком случае искренний, без виляний и заигрываний разговор, своеобразная «работа над ошибками», рациональные идеи автора статьи – все это направлено как раз на консолидацию крымчан.
Ремзи ИЛЬЯСОВ: Мы не пожали протянутую нам властью руку. Но все еще можно исправить
Сегодня перед Крымом стоят задачи, решение которых требует современных концептуальных подходов. И вопросы межнациональных, межконфессиональных отношений, удовлетворения культурных потребностей этнических групп, проживающих на полуострове, конечно, приоритетны. Еще сохраняющееся в этой сфере негативное влияние имеет свои исторические корни, многие из которых являются наследием бесчеловечной политики, проводимой в Крыму в недалекие времена. Эти злодеяния нанесли колоссальный ущерб и квалифицируются как самые тяжелые преступления против человечества.
Положение усугубляется обустройством депортированных по национальному признаку, что обязывает государство тратить дополнительные силы на ликвидацию видимых различий между этническими группами, организацию защиты граждан, введение плюралистических форм управления и справедливое распределение ресурсов. Плюс нельзя сбрасывать со счетов, что территория Крыма является прифронтовой, в связи с чем действия должны быть эффективными и осуществляться в короткие сроки. Все это требует колоссальной собранности и ответственности власти и общества.
В период с марта по сентябрь 2014 года я часто бывал в разъездах, встречался с людьми, руководителями разных рангов. Все тревоги, заботы, а порой дикий страх и настроения соотечественников пропустил через свое сердце. Я не бегал по кустам и по углам, был всегда на передовой, прямо смотрел в глаза собеседникам. Мне пришлось много выступать, разъяснять реалии, делиться ожиданиями от будущего. Я неизменно призывал к максимальной выдержке и пониманию ситуации, обсуждал механизмы обеспечения безопасности развития крымско-татарского народа, убеждал сохранять мудрость и толерантность, ни в коем случае не вставать на путь самоизоляции и противопоставления себя соседям, представителям других национальностей. Мои земляки наверняка вспомнят часто произносимую мной фразу: «Вхождение Крыма в состав Российской Федерации -- такой же судьбоносный момент для крымско-татарского народа, как и для русского».
Великий гуманист и просветитель Исмаил Гаспринский еще в конце XIX начале XX веков приглашал лучшие умы к обсуждению и поиску национальной идеи, отсутствие которой деморализует, усыпляет и расслабляет народ. Полагаю, тема актуальна и сегодня. Мы, крымские татары, утверждаем, что мы единый целостный народ. Мы нация. У нас свои история, культура, язык, традиции и обычаи. Мы сыновья и дочери священной земли -- Крыма. Кто мне возразит, что думает иначе? Крым -- земля наших предков. Здесь мы сформировались как народ, имели государственность. Раз это так, мы обязаны ответственно относиться к принятию решений, касающихся настоящего и будущего народа. Более того, мы должны быть всегда готовы скорректировать свои действия в пользу народа и дать решительный отпор реализуемым кем бы это ни было авантюрным проектам, направленным на раскол и дезориентацию крымских татар. К сожалению, не все готовы к этому. Я частенько говорил о ситуации, которую в дни «Крымской весны» нам выложила на блюдечке сама история и предложила уникальную возможность бескровного решения проблем. Но в самый нужный момент у нас не хватило ответственности перед крымско-татарским народом и решимости жестко наступить на чашу весов в его пользу. Шанс был упущен. Мы продолжали упражняться в риторике, строить из себя «слона», пытаясь влиять на геополитику и делая бесконечные и вредные для народа заявления. Тогда я часто приводил в качестве примера китайскую мудрость: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». А сейчас продолжу цитату: «Но если уж так случилось, используйте все возможности для решения проблем и достижения мечты».
Увы, мы выбрали другое, сказали, что идем, туда, где нас на протяжении десятилетий различные политические силы и межгосударственные деятели использовали в качестве разменной монеты для достижения собственных корыстных интересов. Политическое противостояние, межнациональная и межконфессиональная напряженность, информационные провокации и другие обстоятельства значительно обострили общественно-политическую ситуацию в преддверии одного из главных событий года -- выборов депутатов Государственного Совета Республики Крым и депутатов муниципальных образований. Нас призвали саботировать выборы, чтобы не допустить легализации власти. Первые лица республики убеждали -- в наших силах добиться, чтобы выборы не разъединили, а консолидировали народ, не разорвали, а укрепили общество. К ним присоединилась группа членов Меджлиса и делегатов Курултая -- учредителей общественного движения крымско-татарского народа «Къырым». Однако после призыва к саботированию выборов в крымском обществе сложилась крайне напряженная ситуация. Мне и моим коллегам необходимо было не просто бороться с протестной агрессией, требовалось уничтожить ее на корню. Многое удалось сделать, еще больше -- предстоит. Мы выбрали путь вместе с Россией, который, уверен, принесет счастье и процветание Крыму, решение проблем крымско-татарского народа. Мы приложим все усилия этому.
Резкие изменения в жизни республики вызвали серьезную растерянность, заторможенность и замешательство в действиях представителей национальной политической элиты. Мы осознавали вероятность возможного перерастания противостояния в этнический конфликт и потому, прежде всего, все усилия направили на обеспечение мира, спокойствия и взаимопонимания между представителями всех национальностей в Крыму. Группа членов Меджлиса и делегатов Курултая, общественные организации «Инкишаф», «Намус», «Адалет», «Къардашлыкъ - Карасу», «Къырым» выбрали путь созидательного согласия, гармонизации отношений, единения и консолидации без различия взглядов и политических позиций.
Сдержанность и отказ от попыток воспользоваться ситуацией для достижения собственных целей в ущерб интересам крымско-татарского народа -- требование дня. Жаль, не все разделили нашу точку зрения, вступили на путь ультиматумов и запретов, стремятся обострить межэтнические противоречия в Крыму. Эти силы наносят вред, раскалывают народ, уводят от решения практических задач. Подобный подход -- тупиковый, ведущий к изоляции народа от политических процессов.
Сложность здешней ситуации обусловлена многими причинами. Неадекватное осмысление исторического прошлого, конъюнктурщина, жесткие экономические условия, увы, не оптимизируют межнациональную политику. Зачастую в этой очень тонкой и ранимой сфере ее реализовывают лишь в форме деклараций и обещаний. Абсолютно убежденно и жестко заявлю – на Украине ни одна политическая сила не желала видеть крымско-татарский народ единым и сильным. Президент Виктор Ющенко, за которого крымские татары дружно проголосовали, с первых шагов оскорбил нас, ничего не сделав, не принял ни одного фундаментального решения.
Крымское сообщество полиэтнично и несмотря на иногда возникающие конфликты все-таки относительно уравновешенно. Однако это состояние логично назвать временным, поскольку не налажен настоящий славяно-тюркский диалог. Для крымских татар национальная идея реализуется через такие понятия, как восстановление исторической справедливости, политическая реабилитация, ведь они связаны с утверждением своего места в Крыму. На мой взгляд, государство не должно ограничиваться лишь социально-экономической помощью, а обязано построить модель этнонациональной политики, благоприятную как для славянского, так и для тюркского народа. И здесь общественное движение «Къырым» готово подключить имеющийся научный и общественный потенциал.
Крымские татары должны быть включены в государственную жизнь России и Крыма. Конечно же, естественным и понятным является их желание быть представленным во власти, участвовать в управлении страной. Этому поспособствует концепция развития крымско-татарского народа. Можно разработать обдуманный план на пять, десять и двадцать лет, предполагающий поэтапные достижения совершенно определенных целей. Нам следует уяснить как аксиому, что для свершения личных, общественных и народных дел нужно сознательно работать, находить правильные пути. Я вижу два ключевых: либо в будущее, вместе преодолевая трудности, либо в прошлое -- разделяясь, деградируя и исчезая.
Крымские татары исповедуют ислам традиционного толкования. Мы рассматриваем всех мусульман как единое целое, себя -- как неотъемлемую часть уммы. Особенно это важно осознать сегодня -- правильно и доступно разъяснить народу истинные вещи, жизненные ценности, не устраивать склоки, мирить, а не стравливать людей и не давить на них. Только мы и никто другой обязаны побеспокоиться о своих детях, о том, кто придет на наши могилы, прочтет молитвы за наши души. Если мусульманин оказывается в ситуации, мало от него зависящей, то его первая обязанность -- сохранить детей, семью, здоровье, а значит и свой народ. Отбросив эмоции, амбиции, осознав реалии, взвесив все «за» и «против», мы обязаны реально прийти к единству, сплотившись вокруг здоровой политической силы. И еще Ислам говорит, идите к людям, общайтесь с ними. В сложные и тревожные времена действуйте настолько тонко и гибко, чтобы не задеть, не обидеть никого, кто бы он ни был. И если вы найдете общий язык с людьми, избежите зла.
Вновь возвращаю вас к Гаспринскому. В 1881 году в своей статье «Русско-восточное соглашение» он настаивал на сближении мусульман России с русскими, обосновывая это тем, что русский человек легко сходится и уживается с различными народностями, привлекает простотой и отзывчивостью. Философ знал, о чем говорит. Он часто бывал на Западе и Востоке и пришел к такому выводу из личных наблюдений. Я перечитывал его статьи и ловил себя на мысли – а не о нынешнем ли дне идет речь? Он писал, что против русско-восточного соглашения всеми правдами и не правдами будет бороться Европа. Имея за собой Турцию и Персию, Россия станет родной мусульманскому Востоку. Что имеем сегодня? Два лидера (тюркского мира - Турция, славянского -- Россия) заключили соглашение о сотрудничестве. И это очень не нравится Старому Свету.
Давайте посмотрим правде в глаза -- посылы как федеральных, так и республиканских органов власти, особенно Президента Российской Федерации, мы не смогли использовать в интересах своего народа. Но все можно исправить. Крымские татары -- одна из самых здоровых наций. Мы крепки духом и обязаны разумно защищать свои права. Много лет назад, работая над брошюрой о проблемах обустройства крымско-татарского народа, я нашел цитату неизвестного автора, которая до сих пор тепло хранится у меня в сердце и очень точно отражает чаяния моих соотечественников: «Статус каждого народа определен историей: национальная Родина, ее территория является его колыбелью. И в этом все народы -- равны». В этом контексте подытожу: у стоящих перед нами задач нет простых готовых решений. Достойно ответить на вызовы жизни можно только объединением усилий всего народа.
Газета "Крымские известия"
№ 4 от 15 января 2015 г.
По материалам пресс-службы Государственного Совета Республики Крым