Учёные РУСО приняли участие в международном Конгрессе «Возрождение производства, науки и образования в России: вызовы и решения», который прошёл 22-23 ноября 2014г. в г. Столице России в Экспоцентре.
В работе Конгресса участвовали ведущие учёные научно – исследовательских институтов РАН, ведущих университетов и других научно – образовательных центров России, депутаты Государственной Думы, представители правительства, руководители предприятий реального сектора экономики, представители гражданского общества России, зарубежные коллеги.
На пленарных и секционных заседаний Конгресса были обсуждены следующие проблемы:
● Анатомия социально-экономической системы России: потенциал и проблемы современного производства, науки, инженерно – технического творчества, образования и культуры;
● Перспективы и проблемы реиндустриализации в России; соотношение задач реиндустриализации и реализации социо – гуманитарных приоритетов;
● Роль общества, государства и рынка в решении задач приоритетного развития производства, науки, инженерно – технического творчества, образования и культуры;
● Планирование, промышленная политика и будущее реиндустриализации;
● Экологические, социальные и гуманитарные аспекты реиндустриализации.
На секциях и Круглых конгресса были обсуждены концепции законопроектов:
● «О промышленной политике в Российской Федерации» (И.М. Братищев);
● «О культуре в Российской Федерации» (И. Джерилиевская и др.);
● «О народном образовании – образовании для всех» (О.Н. Смолин и др.).
На Круглом столе №7 «Аграрный мир России: возрождение производства, образования и культуры» с докладом выступил первый заместитель председателя ЦС РУСО, д.э.н., профессор, академик РАЕН И.М. Братищев:
Китайский «Красный проект», его креативность и уроки
Совсем скоро прогрессивное человечество будет отмечать 100-летие Великого Октября. С этого исторического события мир начал обновляться, а прорыв России в будущее стал примером для многих стран и народов. И сегодня, несмотря на то, что реальный социализм пережил в конце XX века серьезные испытания, движение в обществу социальный справедливости продолжается. Свой путь в новый мир на азиатских просторах прокладывают Китай и Вьетнам, целый ряд других стран. «Красная альтернатива» все уверенней шествует вслед за Кубой по Латинской Америке. Социалистические идеи и ценности становятся все популярней в Европейских странах. Бурлит северная Африка и Ближний Восток. Не спокойно в мусульманской мире. Становится все более очевидным: капитализм тяжело и неизлечимо болен. Куда мир пойдет дальше?
Отказ от марксизма дезориентирует сознание
В наши дни становится все более очевидным, что временный откат советской цивилизации привел к тому, что научная мысль вынуждена была уступить свое законное право в осмыслении исторического процесса различным формам антинаучного сознания и, в частности, либеральным представлениям. Основанные на фарисействующей идеологии субъективистские, прагматические концепции, не несущие в себе никаких социальных целей, целостной политической идеи, однако зато используемые как «идеологический таран», разбивающий существующие социальные структуры, заполонили общественное сознание и стали выдаваться за новое слово в науке, за её сертификат. Тем самым, в качестве стержневых понятий прогресса стали предлагаться идеи, ведущие к разрушению в обществе подлинно гуманистических ценностей, к социальному регрессу. Однако либерально – рыночное мышление не только снизило интеллектуальный потенциал научных исследований, однако и дезориентировало общественное сознание, загрязнило его псевдонаучной проблематикой в виде всевозможных астрологических, мистических, иррационалистических суррогатов.
Часто говорят что мы живем в смутное время, время исторического регресса. Думается, оценки данные грешат неточностью, по той причине пытаются объяснить современные процессы с помощью традиционных подходов.
В действительности мы наблюдаем такую форму исторического регресса, которой раньше в истории не было, хотя регрессивные периоды на самом деле никогда не выпадали из общего исторического контекста.
Сегодня регресс (кризис социализма, разрушение СССР) не укладывается в привычную схему (прогресс – регресс – прогресс). То есть человечество столкнулось со специфической формой регресса, реализуемой в рамках схемы история – антиистория.
В этом случае поражение социализма, распад СССР носят не просто регрессивный характер, а представляют собой антиисторическое и, следовательно, временное явление. Совершенно очевидно, что воссоздание пространственно – временных параметров жизни народов, т.е. восстановление исторического вектора развития общества, неизбежно будет вести к формированию предпосылок для выхода на дорогу социализма.
Поэтому важным моментом в создании таких предпосылок продолжает оставаться выяснение природы социалистической и капиталистической системы ценностей.
По мысли даже некоторых западных исследователей, распространение гуманизма «оказывается для капитализма неожиданным, побочным эффектом, в то время как социализм считает его своей главной целью. Солидарность при капитализме – явление случайное, при социализме она неизбежна. Исходя из своих основных ценностей, христианство должно основательным образом критиковать капитализм в его основной направленности, в то время как социализм следует критиковать, так сказать, функционально – за ошибки, допущенные при реализации его целей» (Новак Майкл).
Уже «ранний социализм» разрешил антагонистические противоречия между трудом и капиталом, обеспечил возможность развития общества, отказавшегося от частной собственности, создал мощную и эффективную систему планирования, удивил мир невиданными темпами развития производства, обеспечил комплекс социальных гарантий в их реальном воплощении: право на труд, бесплатное образование и здравоохранение, восьмичасовой рабочий день. Он создал уникальную систему народовластия и социальной демократии, ликвидировал эксплуатацию человека человеком открыл для каждого возможность равного доступа к достижениям науки и культуры.
Вот почему эпоха «раннего социализма» заставляет учёных вновь и вновь продумывать логику современного исторического развития. Видимо, главная трудность состоит не столько в постижении общей линии этого процесса, сколько в способности адекватного осмысления конкретно – исторического периода развития человечества.
Вспоминается, что летом 2008 года «Литературная газета» открыла дискуссию вопросом «Призрак возвращается?», быстро свёрнутую, по всей вероятности, газетными либералами – «борцами во стане русских гоблинов» как их недавно назвал писатель Захар Прилепин, сам, кстати сказать, позиционирующий себя в качестве либерала. Однако мне удалось вмешаться в дискуссию, предложив газете статью «Призрак или реальность?».
В ней говорилось не только о нашем отечественном историческом опыте создания и реализации «Красного проекта», однако и об опыте других стран, в частности, КНР. В чём его суть?
Думается, не лишне отметить, что в Китае промежуток времени 1966 – 1976 годов, а это было время их «культурной революции», называют «потерянным десятилетием». Мы же потеряли (если за точку отсчёта принять 1985 год) почти в три раза больше времени – этого невосполнимого социально – экономического ресурса и, к сожалению, продолжаем терять. К тому же российский, если можно так сказать, капитализм вырос исключительно на мгновенном бандитском ограблении народа, процветает за счёт постоянного распила бюджетных средств и распродажи природных ресурсов – национального достояния, а не за счёт рационального использования рабочего времени, плодоносит посредством имманентно присущей ему коррупции. При этом и «распил», и распродажа ресурсов, и коррупция модифицировались в XXI веке в специфический инструмент управления жизнедеятельностью социума.
В Китае социалистические трансформации по всей своей логике отличаются от всего того, что делалось в Советском Союзе и делается в других странах. Как свидетельствуют сами китайцы после образования в 1949 году КНР страна прошла непростой, изобилующий не только достижениями, однако и ошибками и противоречиями путь «сочетания марксизма – ленинизма с реальной действительностью Китая» (См.: Жэньминь жибао, 1997, 22 октября).
В результате китайские экономисты сумели сбросить с себя идеологическую маску неподвижности, стали затребованными и из простых толкователей событий превратились в реальных субъектов преобразования действительности.
Новая экономическая политика, основные контуры которой стали вырисовываться с конца 1970-х – начала 1980- х годов, коренным образом переформулировала стратегию «ускоренного строительства социализма» и стала вбирать в себя из опыта прошлого именно то, что подавлялось на этапе «большого скачка» с его декретированным обобществлением, нагнетанием обстановки «классовой борьбы» и другими левацкими лозунгами. В целях подъема производительных сил страны упор был сделан на использовании «различных форм хозяйственной деятельности» и правильное сочетание (соотношение) государственной, коллективно – долевой (назовем её народной) и частной собственности. Однако главным слагаемым нового пути стал учет в социально – экономическом развитии Китая его национальных особенностей.
«Сочетать всеобщую истину марксизма с конкретной практикой нашей страны, идти собственным путём и строить социализм со спецификой Китая – таков основной вывод, сделанный нами на основе обобщения длительного исторического опыта». В этих словах Дэн Сяопина, сказанных во вступительной речи на ХII всекитайском съезде КПК в сентябре 1982г., содержится и ретроспективный взгляд на уже проделанный КНР путь социалистического строительства, и осмысление принципиально иной экономической политики, проводимой в стране.
Создание новой парадигмы развития потребовало от китайских руководителей привлечения мощных научных сил для формирования долгосрочной экономической политики, основанной на координации действий в различных сферах народного хозяйства. Эта политика стала оформляться в виде средне – и долгосрочных планов и общехозяйственных программ развития, дополненных системой финансовых и кредитных стимулов. Как правило, планы и программы, подкрепляемые авторитетом КПК, становились обязательными.
А по той причине экономическая политика стала ориентироваться на поддержку разнообразных форм хозяйствования с учетом многоукладности экономики и необходимости сочетания «плана и рынка», стали признаваться подчеркнуто «правильными» установки на постепенный характер преобразования частной собственности на средства производства в государственную (общественную). Подтверждались выдвинутые ещё Мао Цзэдуном идеи: «пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ» в области науки и техники; принцип единого планирования с учетом интересов всех слоев городского и поселкового населения, сочетания государственных, коллективных и личных интересов; «особое» внимание к сельскому хозяйству и легкой промышленности, «специфический путь» индустриализации Китая; комплекс курсов «идти на двух ногах»; принцип участия кадровых работников в производительном труде, а рабочих в управлении, и отмены нерациональных правил и порядков; сочетание «опоры на собственные силы» с творческим заимствованием чужого опыта и т.п.
Важно подчеркнуть, что в качестве бесспорных оснований, заложенных в китайскую модель социализма, легли идеи Мао Цзэдуна о реалистическом подходе к делу, о линии масс, независимости и самостоятельности. Российские учёные – китаеведы считают, что это связано, в первую очередь, с обозначенной в 1980- е годы ориентацией экономической политики КНР на:
- соответствующий реальным возможностям Китая медленный поступательный темп экономического прогресса в стране;
- неизбежное использование в специфических условиях аграрной страны сниженных по сравнению с мировыми критериями, упрощенных форм и методов модернизации подавляющей части экономики;
- выработку «собственного пути» экономического строительства (именно в этом ключе стала трактоваться «независимость, самостоятельность, опора на собственные силы») (Пивоварова Э.П. «Социализм с китайской спецификой». М.: «Форум», 2011. С.- 33.).
Споры о том, что такое «социализм с китайской спецификой» продолжаются столько, сколько ведутся китайские реформы. Некоторые авторы считают, что ответ на данный вопрос зависит от того, что вкладывается в понятие «социализм». Если социализм – это общество всеобщего благоденствия, приходящее на смену капитализму, то Китай находится от такого социализма на очень большом расстоянии, дальше, чем западная Европа и США.
Если понимать под социализмом общество без частной собственности или общество в бывшем СССР, то КНР находится на начальной стадии построения такого социализма, где частная собственность может играть существенную роль в развитии производительных сил.
Автор и редактор монографии «Глобализация экономики Китая» В.В. Михеев сводит суть понятия «социализм с китайской спецификой» к различиям в отношении к частной собственности, какие «определяют различия в экономической эффектности двух моделей: «рынок плюс власть компартии» («социализм с китайской спецификой») и «рынок плюс военно – бюрократические режимы» (соседние Республика Корея и Тайвань до начала 90- х годов)» (Михеев В.В. Эволюция социально – экономической модели развития Китая. – В кн: Глобализация китайской экономики. – М., 2003, с. 42- 43).
Такое понимание «социализма с китайской спецификой» представляется, во – первых, некоторым упрощением, а, во – вторых, в сравниваемых понятиях различия между ними проходят по линии «компартия – военно – бюрократические режимы», а не по понятию «рынок» (т.е. «частная собственность»).
Думается, что акцент на словах «с китайской спецификой» сделан как противопоставление с социализмом в бывшем СССР. В самом деле, понятие «социализм с китайской спецификой» появилось задолго до разрушения СССР, целые десятилетия они соседствовали друг с другом в политическом словаре, и чтобы показать особенность, самобытного восточного китайского понимания социализма Дэн Сяопин дал ему это название.
И ещё. Самобытность китайского социализма в сильной степени связана с приверженностью китайцев к традициям конфуцианства, причем вне зависимости от их материального и социального статуса.
В течение многих веков конфуцианство оказывало и продолжает оказывать важнейшее влияния на все аспекты жизни китайца как в прямой, так и в опосредованной форме. Гармония в общественных взаимоотношениях, коллективизм и взаимопомощь в вопросах человеческих связей, уважение к знанию оказали непосредственное воздействие на представления о государстве, о поведенческих моделях, основанных, в противовес западным, не на «общественном договоре», а на «любви и справедливости», понимаемых в рамках «сыновней почтительности» и «отцовской ответственности».
Система конфуцианских ценностей и в современном Китае во многом остается доминирующей, благодаря универсальности, гибкости и практичности принципов. Важнейшим условием успеха в обществе является труд. Труд вообще и труд моральный над самим собой – важное и неизменное звено в общекитайской этике. Китайское трудолюбие вошло в поговорку и составляет важнейшую часть китайского менталитета, в основе которого лежит особый тип трудовой этики и предпринимательского поведении иногда именуется западными специалистами «китайским капитализмом», а руководители КНР называют «социализмом с китайской спецификой».
В КНР считают, что самая надёжная практика – это теория.
Следует особо отметить, что исследование актуальных для Китая теоретических проблем неизменно сопровождается использованием трудов основоположников марксисткой теории. Так, в 1981 г. было организовано первое всекитайское научное обсуждение «Капитала» К. Маркса и создано общество по его изучению, изданы комментарии к «Капиталу», «Теориям прибавочной стоимости» и «Биографии Ф. Энгельса». В 1986г. завершилась продолжавшаяся 30 лет работа по выпуску в свет сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса на китайском языке в 50 томах. Много внимания стало уделяться работам В.И. Ленина, посвященным новой экономической политике.
Большое количество исследований китайских экономистов направлено на изучение опубликованных в 1980 – е годы произведений Дэн Сяопина. Надо отметить, что изначально в КНР особое внимание уделялось подготовке именно экономистов – исследователей. К примеру, в учебной программе экономического факультета Шэньчжэньского университета особые акценты делаются на слабо разработанные вопросы экономической науки. Как правило, в программах по политэкономии выделяются следующие ключевые проблемы:
- создание социалистического строя и его развитие в ходе реформы экономической системы;
- структура собственности, включающей многообразные типы хозяйств;
- цели социалистического производства;
- развитие планового товарного хозяйства на основе общественной собственности;
- функционирование предприятий всенародной собственности;
- реформа экономической системы деревни и рационализация структуры
сельскохозяйственного производства;
- социалистическое обращение; распределение и потребление;
- структура социалистического производства и воспроизводства;
- внешнеэкономические связи с анализом возможных способов привлечения иностранного капитала и опыта.
При изучении истории развития экономических теорий чаще всего главные этапы определяются следующим образом: представления социалистов – утопистов К. Маркса и Ф. Энгельса; взгляды В.И. Ленина и И.В. Сталина; обсуждение основных политэкономических вопросов в послеоктябрьской России, а также советская практика 1919 – 1953- х годов, детально изучается опыт стратегии и практики социально – экономического развития Советского Союза в 1960 – 1970- е годы, анализируются так называемые «перестроечные» и постперестроечные российские реформы, осуществляется сравнительный анализ различных «моделей экономических систем» европейских социалистических стран и определяются тенденции их изменения.
Как видим, китайская экономическая наука не развивается изолированно. Она впитывает в себя все лучшее, что накоплено мировой наукой. Здесь регулярно проводятся международные симпозиумы, объединенные совещания экономистов страны, научные конференции по узловым проблемам экономического и социального развития.
Есть ли новизна в китайской традиции?
Всё сказанное выше позволяет выделить основные слагаемые «социализма с китайской спецификой». Это:
Во – первых, КНР не тратила много сил на разрушение и критику прошлого, а сосредоточила их на созидании нового.
Во – вторых, китайская модернизация сразу повернулась лицом к нуждам населения. Задачи обеспечения его продовольствием и товарами широкого потребления стали главными. Это обеспечило общенародную поддержку реформ уже на первых её этапах.
В – третьих, руководство страны не стало осуществлять реформу по каким- либо чужим рецептам, а пришло к выводу о необходимости исходить из особенностей своей страны и решительно встало на путь «строительства социализма с китайской спецификой».
В – четвертых, в КНР не было обвальной либерализации, а главным методом стало поэтапное, апробированное экспериментом продвижение к рынку, переход от малого к большому, от частного к общему, постепенное, однако решительное расширение масштабов реформы и углубление её. Данный метод получил здесь образное название «переходить реку, нащупывая камни».
В – пятых, создание субъектов рынка осуществлялось в КНР не путём разрушения существующих государственных структур, а, главным образом, путём заполнения имеющихся брешей, т.е. с первых шагов реформа работала на уменьшение дефицитности экономики страны. Для этих целей не только мобилизовались внутренние резервы, однако активно привлекались зарубежные капиталы.
В – шестых, китайское руководство не выпускало из поля зрения макроконтроль и в периоды опасного нарастания несбалансированности экономики принимало дополнительные меры по его усилению.
В – седьмых, практика уже первых лет китайской модернизации показала, что самый естественный путь к рынку – это развитие многообразных по формам собственности типов хозяйств (коллективных, единоличных, частных, совместных китайско – иностранных). Это не только обеспечивало быстрый рост субъектов хозяйствования, однако и корректировало структуру инвестиций в реальный сектор экономики, приближая его к потребностям общества.
Может возникнуть вопрос: сочетается ли китайская традиция с новизной? Безусловно, да. В доказательство сошлюсь на следующее обстоятельство. XVIII съезд КПК положил начало четвёртой по счету смене поколений руководящих кадров «красного дракона» - генеральным секретарём правящей партии избран Си Цзиньпинь. Итоги съезда продемонстрировали преемственность и стабильность китайской модели развития.
Последняя покоится на «трёх китах»: а) государственной собственности на основные средства производства, включая инфраструктуру экономики (энергетика, транспорт, связь), а также право эмиссии национальной валюты, не зависящее от воли международных финансовых институтов; б) стратегическом индикативном планировании, осуществляемом под руководством органов государственной власти; в) принцип социальной справедливости, позволяющий каждому члену китайского общества ощущать себя лично причастным к реализации национальных интересов, проектов и программ.
«Не важно, белая кошка или черная кошка. Если она ловит мышей – это хорошая кошка», - некогда заявил Дэн Саяпин. Если экспорт китайских товаров проносит ежегодно сотни миллиардов долларов, то это означает, что «китайская рыночная» кошка «ловит мышей» и остаётся «хорошей кошкой». Однако как только «ловить мышей» начнёт другая «кошка», китайцам придётся менять цвет.
Уже сейчас в связи с началом «второй волны» глобального системного кризиса Китай стоит перед необходимостью смены акцентов в своей модели развития. Сохраняя намерение вывести КНР к 2020 году на первое место по размерам ВВП в мире, а к 2040 году – к «государству всеобщего благоденствия», то есть, превысить среднемировой ВВП на душу населения, китайская экономика не избавлена, разумеется, и от проблем. По итогам последних лет рост ВВП составил в среднем 7,5%, что ниже общепризнанно «критичных» для стабильности современного китайского социума 8%. Из – за падения реального платёжеспособного спроса в Европе и США, т.е. в «традиционных» экспортных рынках КНР и практического отсутствия альтернативных «неосвоенных» внешних рынков экономике Поднебесной приходится уделять значительно больше внимания удовлетворению внутреннего спроса, а также трансформации своего инфраструктурно – технологического потенциала.
Однако на фоне социально – экономических проблем, сотрясающих сегодня весь «западный мир»: от Европы до Японии через США, - нынешние китайские проблемы выглядят не более чем «болезнями роста», «мягкой посадкой» экономики. Под ней китайские экономисты подразумевают эффективную денежно – кредитную политику. Благодаря этому слишком быстрые темпы экономического роста медленно и постепенно сменяются умеренными темпами и стране удаётся избежать масштабного всплеска дефляции и безработицы.
И тем удивительней, становится приверженность Российской «властной вертикали» к пресловутому «вашингтонскому консенсусу», следованию «либерально – монетаристской» модели экономики при полном отказе от доказавшего свою эффективность китайского опыта. Соответственным образом продолжают расставляться Кремлём и его внешнеполитические приоритеты, в рамках которых первые места прочно занимают США и Европа, а Китай в лучшем случае остаётся где-то во втором эшелоне, наряду с Японией и Бразилией.
Китай следующий раз демонстрирует преемственность и стабильность модели развития «социализма с китайской спецификой», верность принципу «тройного представительства», автором которого считается Цзян Цзэминь – глава третьего поколения китайского руководства, лицо, официально приравнённое к Марксу – Энгельсу – Ленину – Мао – Дэну.
Как отмечает китайская печать, «тройное представительство» это:
• постоянный учёт требований развития передовых производительных сил Китая (как здесь не вспомнить марксов «всеобщей закон общественного развития»);
• представление во внутренней политике передовой китайской культуры и её прогрессивное развитие;
• отражение в теории и на практике коренных интересов самых широких слоёв китайского народа.
В трудах китайских учёных последнего времени подчёркивается необходимость неуклонного стимулирования теоретического, институционального и научно – технического новаторства и выдвинута «концепция научного развития», предполагающая, как разъясняется в китайской печати, уважение и следование закономерностям общественного развития, а также закономерностям развития экономики и природы. В стране рассматривают данную концепцию в качестве главного курса, первостепенной задачей и исходя их этого всесторонне координируют совершенствование всех сторон жизнедеятельности общества.
Сегодня страна активно переориентирует экономику с экспорта на свой гигантский внутренний рынок. В результате в ближайшие 5 – 10 лет она окончательно обойдет США по размерам ВВП и станет первой экономикой мира с тем, чтобы к 100- летию КНР, т.е. к 2049 году превратить Китай в «богатое, могущественное, демократическое, цивилизованное и гармоничное модернизированное социалистическое государство».
«Понять смысл «настоящего и цели будущего».
Политэкономам – марксистам, как свидетельствует жизнь, пора избавиться от спячки. Нужно продолжать комплексное исследование социалистической идеи в контексте того исторического опыта, который человечество обрело в процессе её реализации. «Не зная прошлого, - подчёркивал ещё Максим Горький, - не возможно понять смысл настоящего и цели будущего».
Первый международный Конгресс политэкономов – марксистов отметил, что в основу комплексного исследования социализма следует поставить решение следующих задач:
во-первых, раскрыть: а) марксистско-ленинское понимание социализма сквозь призму антропологизации исторического процесса; б) существо национальных концепций социализма и, в частности, "русского социализма"; в) основные черты социализма как реальной общественно-экономической системы; г) исторический опыт и уроки советского социализма;
во-вторых, осветить особенности: а) становления "реального социализма" в странах Центрально-Восточной Европы; б) социалистических преобразований в КНР, КНДР, во Вьетнаме и на Кубе; в) борьбы за социальный прогресс в Латино - американских странах; г) социализации в развитых капиталистических странах;
в-третьих, исследовать такие новые явления в современном мире, как: а) глобализация на империалистической стадии развития; б) вытеснение экономических противоречий капитализма в сферу мировой политики; в) невозможность эффективной реализации человеческого потенциала в условиях капитализма;
в-четвертых, выяснить возможности утверждения социалистических принципов и становления социализма, в качестве: а) универсальной планетарной формы человеческой жизнедеятельности; б) ноосферизма как основания перехода к управляемой социоприродной эволюций.
XXI век переживает уже свой второй десяток. Можно не сомневаться в том, что он будет продолжаться как век, тесного взаимопроникновения социализма, национального развития и научно-технического прогресса. Социалистическая идея была и остается той сверхидеей, в которой прогрессивные социальные теории аккумулируются в концепцию планетарного социализма. Это делает жизнеспособным идеал, к которому стремится человек с тем, чтобы не погибнуть в хаосе частных интересов и антогонистических противоречий. Для построения нового общества нужно, как ещё на заре революции отмечал В.И. Ленин, «взять всю науку», т.е. опереться на прочный фундамент человеческих знаний.
Братищев Игорь Михайлович, д.э.н.,профессор, академик РАЕН