18 ноября на пленарном заседании Госдумы депутат фракции КПРФ Б.С. Кашин задал вопрос председателю Центробанка России Э.С. Набиуллиной.
- Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, известны ли Центральному банку те компании и банки, какие, используя в том числе заёмные средства Центробанка, участвовали в атаке на рубль? Есть ли план вообще наказания этих спекулянтов? Кого-то рублём, а кому-то, как у нас принято, доктора, может быть, следует прислать. И, видимо, нужны какие-то законодательные инициативы, для того чтобы различать спекулятивные действия от неспекулятивных.
Вы знаете, в 2008 года банки необоснованно обогатились на так называемой "плавной девальвации". Сейчас, мне кажется, нельзя допускать подобного развития событий. И должна быть, наверное, более активная деятельность Центрального банка именно в этом направлении, чтобы острую вот данную ситуацию как-то разрулить без потери для государства и с... (Микрофон отключён.)
Э.С. Набиуллина:
- Спасибо большое. И Вправду также очень важный вопрос, тем более что на динамику курса рубля именно в последние дни оказывал влияние вот такой спекулятивный и ажиотажный спрос. Мы видим в целом, как ведут себя банки, как ведут крупнейшие компании, экспортёры и импортёры.
На наш взгляд, меры, какие мы сейчас приняли, они как раз направлены на то, чтобы сбить спекулятивную составляющую. Я напомню, что... Это две меры.
Первая. Мы убрали предсказуемость действий Центрального банка, чтобы не выстраивались и вправду в очередь на деньги Центрального банка, на деньги резервов в ожидании ослабления курса.
И второе. Мы ограничили некоторые формы предоставления рублёвой ликвидности, какие могли использоваться и, в том числе, для этих целей, когда спекулянты могли выстраивать, например, стратегии, имея в виду безлимитные СВОПы и так далее, и так далее.
На мой взгляд, введение законодательных ограничений на данном этапе нецелесообразно, потому что введение таких административных, неэкономических ограничений приведёт к тому, что такие операции будут уходить в другие формы, будет много цепочек и так далее, и мы это проадминистрировать не сможем. Нам главное убрать экономическую среду, экономическую мотивацию для спекуляций. Мы действуем таким образом. Спасибо.