8 октября Государственная дума приняла в первом чтении закон, согласно которому компании и частные лица, зарубежное имущество которых было изъято по решению суда, могут получить компенсации из федерального бюджета. Против принятия закона выступили все оппозиционные фракции, но, «Единой России» хватило голосов для его утверждения.
Данный закон уже получил в СМИ неофициальное название «закон Ротенберга», так появился после того, как стало известно об аресте в Италии вилл известного бизнесмена Аркадия Ротенберга, попавшего под меры. Законопроект был раскритикован Министерством экономического развития — случай уникальный. Впрочем, профильный комитет, контролируемый «Единой Россией», данную идею горячо поддержал и в рекордные для Думы сроки выдал его на обсуждение депутатов. «Единая Россия» проголосовала «за», но три остальные фракции выступили категорически против. Депутат Государственной думы, член фракции КПРФ Вера Ганзя, уверена — за её недолгий промежуток времени работы в российском парламенте это самый циничный законопроект, с которым она сталкивалась.
– Авторы законопроекта говорили, что таким образом они желают помочь тем, кто потерял недвижимость на Украине, но конкретных примеров не приводили. Стало понятно, что это — «фиговый листок», которым прикрывается полный «беспредел». Это циничный и безнравственный законопроект. Средний зарубежный особняк, который покупается российскими предприятими и частными лицами, стоит 20-30 млн. евро. Откуда появилось такое богатство? Ответ известен — в результате разграбления народной собственности. Пусть они сами решают вопросы в суде — кто против? Так нет же, требуют компенсировать потери зарубежных активов из федерального бюджета. Представители капитала в Думе не думают о престиже страны, им бы лишь бы защитить свои прибыли.
По мнению депутата, цинично рассматривать такую идею в условиях, когда страна стоит на пороге экономического кризиса, в регионах сокращаются социальные расходы.
– На увеличение материнского капитала у них денег нет, а на это — откуда-то нашлись. А регионы нищие. Недавно вернулась из нашего региона, там в одном селе жители плачут — в сельском клубе крыша протекла, нет средств, чтобы починить. Вот им попробовали бы объяснить — зачем поддерживать наших олигархов, – уверена депутат.
Вера Ганзя уверена, «закон Ротенберга» рассматривался так быстро потому, чтобы общество не успело раскачаться и организовать протест. Похожая ситуация была тогда, когда Дума принимала закон о разгроме Академии наук. Сейчас фракция готовится ко второму чтению, предлагая либо снять данный вопрос вообще с повестки дня, либо убрать все упоминания о компенсации из федерального бюджета.
– Сейчас в «партии власти» стадное чувство возобладало над разумом. Мы должны сейчас создать такой общественный фон, чтобы данный закон вызвал отвращение у любого нормального человека.