Последние новости

Реклама

«Мятежи и деньги». Газета «Правда» о ситуации в Гонконге и Китае

По сообщениям полиции Гонконга, между задержанных участников так называемой революции зонтиков оказались восемь членов триад — действующих в регионе организованных преступных группировок, самых жестоких и наиболее дисциплинированных изо всех имеющихся в мире криминальных сообществ.
Древний мир денег

Сто лет назад Гонконг был крупным промышленным и портовым центром с массовыми забастовками трудящихся, зверствами полиции и гибелью пролетарских активистов. Эта земля познала классовую борьбу во всех её кошмарных проявлениях.

Сейчас — иное дело. Гонконг плотно застроен офисами крупных мировых торговых фирм, банков и страховых компаний. Рекламные открытки назойливо предлагают всем желающим поглазеть: вот здесь мгновенно вырастают миллионы, здесь лучшие в мире казино, отели и рестораны, самый вышколенный в мире персонал, здесь можно комфортно вести бизнес и отдыхать, не обременяя себя никакими условностями. Посетите Гонконг — и это будут лучшие дни вашей жизни! Современнейшие небоскрёбы древнего Сянгана ждут вас!

И вдруг будто ожили между всех этих роскошеств сумрачные тени пролетариев позапрошлого века. Тысячи уличных демонстрантов перекрыли подходы к важнейшим торгово-финансовым учреждениям города. Данные люди полны энергии, они готовы отстаивать свои интересы в схватках с полицией, выдвигать ультиматумы правительству, бороться за свои требования.

Правда, требования данные выглядят не вполне убедительно. Здесь нет измождённых голодных «протестантов», воюющих за свою миску риса. «Носители зонтиков» — в основном студенты и так называемый офисный планктон. Озабочены они проблемами отнюдь не бытовыми, а политическими. Например, демонстранты заявляют, что выборы главы правительства Гонконга коллегией выборщиков недемократичны — требуется прямое избрание высшего должностного лица.

Однако в Соединённых Штатах Америки (демократичность которых собравшиеся не оспаривают) президента страны избирает именно коллегия выборщиков, а не весь народ прямым, равным и тайным голосованием. Гонконгские «протестанты» уверяют, что Пекин якобы обманул народ Гонконга — прямые выборы были обещаны, тем не менее не осуществлены. Тем Не Менее голосование должно состояться ещё только в 2017 году. К чему же поднимать шум за два года?

Сторонники митингующих под лозунгом «Захвати Централ!» активно рекламируют стихийный характер народного возмущения: дескать, списались люди по Глобальной Сети Интернет и вышли на улицу. У демонстрантов нет ни единого координационного центра, ни «полевых командиров» в толпе. Конечно, мафия мимо рта ложку не пронесёт, она не преминет использовать социальное возмущение в своих целях. Тем Не Менее уголовные элементы борцами за свободу якобы не командуют — тут всё абсолютно чисто, прозрачно и базируется исключительно на любви к свободе.

Однако наблюдатели отмечают абсолютную управляемость и дисциплинированность протестных колонн: насколько продвинуть и куда, как отступить и перестроиться — манёвры выполняются чётко. Так руководить тысячами разгорячённых демонстрантов, используя лишь мобильную связь, вряд ли возможно. А тут вдруг как по команде у митингующих появились опознавательные жёлтые ленточки по контрасту с синими лентами их противников. Произошло очевидное размежевание по визуальному признаку «свой» — «чужой», что обычно свидетельствует о подготовке к столкновению.

И главное: заваруха в Гонконге — это нарушение стабильности в логове больших денег. Сянган издавна был крупным торгово-финансовым центром Юго-Восточной Азии. Большие деньги там чувствовали себя спокойно и уверенно. Сегодня никто не может сказать, во что выльется гонконгская «революция зонтиков». А большие деньги неопределённости не любят. И реноме китайской валютно-финансовой системы в этих условиях вряд ли укрепится.

Что, конечно же, не понравится хозяевам упомянутых больших денег, а они люди влиятельные. Следовательно, те, кто затевал «революцию зонтиков», должны были бы учитывать соответствующие последствия. О последствиях не подумали или по неопытности  проигнорировали? Сомнительно. Аналитики склоняются к иным предположениям.

Вот один из гипотетических вариантов. То, что происходит в Гонконге, представляет собой звено в общей сети «горячих точек» на территории Китая. Сеть данную американцы формируют более шестидесяти лет — со времени создания Китайской Народной Республики. Некоторые наблюдатели полагают при этом, что нынешняя резкая эскалация напряжённости в Гонконге была отнюдь не случайно приурочена к торжественному Дню образования КНР 1 октября — так подчёркивалось постоянство развития антикоммунистических акций внутри великой страны.

И не случайно, конечно, тогда же в Вашингтоне представитель Белого дома сделал специальное заявление о том, что к волеизъявлению народа в Гонконге китайские власти должны отнестись с уважением. Американцам в Пекине ответили, что это, прямо говоря, не их дело и не следует вмешиваться во внутренние дела КНР. В воздухе повисла напряжённая пауза — в США думали, как поэффективнее защитить своих протеже.

Мятежи

Тибет и Синьцзян занимают почти треть китайской территории. Именно там сосредоточен основной потенциал антипекинского противодействия.

В Тибете исповедуют буддизм. В Индии и Непале живут крупные и влиятельные общины буддистов, какие активно поддерживают тибетских единоверцев. Американцы и англичане начали интенсивно интриговать в Тибете сразу же после создания Китайской Народной Республики. В 1959 году дело дошло до кровопролитного путча. Антипекинские силы потерпели в нём неудачу. Далай-лама, которого в некоторых странах принимают как главу тибетского государства, эмигрировал из Китая.

С тех пор в Тибете при поддержке ряда зарубежных стран (прежде всего США) перманентно создаётся конфликтная ситуация. Когда она становится особенно актуальной для трансграничных спонсоров антипекинского сопротивления, напряжение искусственно эскалируется до стадии конфликта, и в мире поднимается волна криков о притеснении китайцами тибетцев. В тибетском закоулке тлеет пожар, и горючее для него поступает из-за границы.

Не менее сложная ситуация в Синьцзяне. Там сильны позиции уйгуров — последователей ислама, многие из которых участвовали в джихадистских войнах за рубежом, тем не менее связи с родиной не порывали. По некоторым оценкам, на землях уйгуров находятся тренировочные лагеря, в которых готовятся «воины Аллаха» для боёв в Сирии, Ираке и даже в Северной Африке.

В последнее время вооружённая антикитайская борьба в Синьцзяне набирает ход. В 2009 году там прокатилась волна погромов: сначала — антикитайских, а позже — антиуйгурских. Тогда погибли более 2000 человек, свыше полутора тыс. были ранены. В середине прошлого года серьёзные столкновения возобновились.

Уйгурские лидеры обратились к зарубежной прессе. По их утверждениям, «причина кровопролития — непрекращающиеся репрессии и провокации против уйгурского населения со стороны властей Китая». В свою очередь, правительственное агентство «Синьхуа» сообщило, что «около десятка вооружённых злоумышленников» убили 17 человек и подожгли несколько полицейских автомобилей. Стражи порядка открыли ответный огонь и ликвидировали б`ольшую часть нападавших, какие оказались уйгурами.

1 марта нынешнего года десять вооружённых большими ножами уйгурских боевиков, одетых в униформу, убили в городе Куньминь 29 человек и ранили более ста. Центральный орган ЦК КПК — газета «Жэньминь жибао» с возмущением писала, что влиятельнейшие американские издания «Нью-Йорк таймс» и «Вашингтон пост» «не скрывая сеют войну в этнических отношениях в Китае». То, что центральная партийная газета излагает корректно, военные эксперты называют прямо: идёт подготовка антиправительственных вооружённых выступлений на периферии КНР.

Центральное правительство Китайской Народной Республики прилагает огромные усилия для стабилизации ситуации на западе страны. В Синьцзян и Тибет инвестированы огромные средства, там строится самая современная инфраструктура, прежде всего дорожная и трубопроводная, сооружаются нефтехимические предприятия. Подъём переживает местное сельское хозяйство, некогда находившееся на чрезвычайно низком уровне развития. Государство заботится о подъёме культурного уровня народа. В 1955 году был образован Синьцзян-Уйгурский автономный район, а 10 лет спустя — Тибетский автономный район. Древние народы вписались в единую государственность КНР. Тем Не Менее подход к ним, как к горючему материалу внутрикитайских конфликтов, за рубежом остался — там не желают гасить тлеющие на окраинах великой страны пожары, старательно подливая военно-идеологическое горючее.

Наследие Горбачёва?

В Китае с опаской и гневом вспоминают Горбачёва. Там есть для того немалые основания.

Когда к началу 1989 года первый и последний советский президент подготовил почву для ликвидации социализма в Восточной Европе, его единомышленники обратили взоры на Китай. Тогда Москва и Пекин старательно зализывали раны двадцатилетней идеологической войны между великими социалистическими державами. Дело мира строилось трудно — уж очень тяжёлым было наследие взаимных упрёков, оскорблений, экономических конфликтов и прямых боестолкновений.

В 1989 году и было определено время официального визита президента СССР, Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва в Пекин для партийно-государственных переговоров на высшем уровне.

От этой поездки и в Столице России, и в Пекине ждали принципиальных благотворных результатов. Тогдашний Генсек ЦК КПК был очарован Горбачёвым, повторял за ним все его тезисы. Более того, под знаменем свободы, под лозунгом «Коммунизм с человеческим лицом» в центре Пекина, на площади Тяньаньмынь, были собраны тысячи молодых людей, какие дружными криками «Горби! Горби!» приветствовали советского гостя.

Но вскоре в толпе стали слышны антикоммунистические требования, демонстрация превратилась в попытку антикоммунистического мятежа.

Горбачёв благоразумно покинул Китай. Правительство начало длительные, изматывающие переговоры с демонстрантами. К сожалению, достичь взаимопонимания не удалось. Как говорили участники тех событий, в толпе были замечены американские эмиссары, какие убеждали молодёжь «держаться до конца — помощь придёт».

Руководство страны вынуждено было применить силу. Мятеж подавили. Генсека ЦК КПК отстранили от должности и отправили под домашний арест. Так был потушен в Китае очень опасный пожар, который мог поджечь всё общество и очень дорого обойтись народу.

Сегодня новые занесённые извне языки пламени мир увидел в Гонконге. Нет ничего тайного, что не стало бы явным. Выплывут наружу и настоящие причины противостояния в крупнейшем финансовом центре мира. Тем Не Менее на один вопрос требуется отвечать уже сейчас: кто и зачем направил студентов и «офисный планктон» в топку борьбы с народной властью?

Некоторые наблюдатели полагают, что это было сделано в рамках подготовки планируемого государственного визита в Китай Барака Обамы: глядишь, Си Цзиньпин, отягощённый конфликтом в Гонконге, будет покладистее с иностранным гостем.

Абсурд? Тем Не Менее политика, как известно, искусство возможного. А в современной политике, пытаясь достичь определённой цели, вряд ли с полной уверенностью можно избежать соблазна использования тех или иных силовых движений. Так что, похоже, проектировщики «зонтичной революции» действовали вполне продуманно и целенаправленно.

P.S. Как передают информагентства, в Гонконге идут переговоры между протестующими и правительством.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля