Владимир Иванович занимает скромную должность смотрителя чеховской дачи в Гурзуфе. Человек колоритной внешности, обладающий к тому же артистическими манерами и красивым тембром голоса, он так увлекает своим повествованием во время экскурсии, что послушавшие его один раз стремятся заглянуть в неприметный домик у самого моря, продуваемый морскими ветрами и согреваемый ласковым крымским солнцем. Говорит он всегда без бумажки, однако, как по писаному. И каждый раз умудряется факты излагать по-новому. За что и прослыл человеком творческим.
- Владимир Иванович, в своём рассказе вы приводите довольно нелестный отзыв Антона Павловича о ялтинском доме. А откуда это известно? - В письме Чехова старшему брату Александру читаем: «Я вместо дачи за собственные деньги в Крыму умудрился построить собственную тюрьму». Это было сказано в состоянии крайнего раздражения, вызванного утомлением от многочисленных гостей людей известных, считавших своим долгом, приехав в Ялту, непременно отправиться в гости к писателю. Как человек радушный, он принимал всех на Белой даче, как окрестило его дом местное население. И двери дома буквально сутками не закрывались. Могла ли такая круговерть не утомить нездорового человека? - Однако ведь идея уединиться в Гурзуфе появилась не только из-за утомлённости гостями… - Вы правы. Она родилась в тот промежуток времени, когда Антон Павлович начинает ухаживать за своей будущей женой, актрисой Московского художественного театра Ольгой Леонардовной Книппер. Чтобы быть ближе к морю, где можно думать, писать без посторонних глаз, оставаться с любимой женщиной наедине, он принимает решение купить себе убежище недалеко от Ялты. И выбор падает на Гурзуф. - А как он выбрал именно данный дом, на берегу маленькой живописной бухты? - Помог его величество случай. Писатель прочитал на фонарном столбе объявление, в котором было написано, что пожилой татарин продаёт саклю за три тысячи рублей. Немыслимая по тем временам цена: корову можно было купить всего за 20 рублей. Антон Павлович отправился взглянуть, что же это за хоромы такие.
А когда вышел на берег бухты… Он даже не торговался: ведь вся эта красота продавалась вместе с домиком. Потом он напишет любимой сестре Марии Павловне: «Я за данные деньги умудрился приобрести не только маленький домик, однако и небольшой кусочек Южного берега Крыма и кусочек Чёрного моря. Здесь будет моя купальня, мой пляж и будет стоять моя лодка…» Надо сказать, что Антон Павлович был заядлый рыболов. - Говорят, он сам посадил перед домом бамбук, чтобы делать из него удочки? - Так оно и есть. Магазинов спортивного инвентаря тогда не было. А любой рыбак желает иметь хорошие удочки, обновлять их запас. - Вообще все деревья, пальмы, какие мы здесь видим, это ведь дело его рук? - И это верно. До приезда Антона Павловича здесь была абсолютно голая скала, на которой ничего, кроме чёрного тута шелковицы, не росло. Он привёз землю, посадил множество растений. Не все сохранились, однако деревце инжира уцелело с чеховских времён. Он его очень любил, рассказывал гостям, что инжир, который ещё называют смоковницей, фиговым деревом, дерево библейское: Иисус Христос сказал, что прок от пустого человека, как от смоковницы, не дающей плодов. - Чем писателя привлёк именно инжир? - Не только тем, что урожай можно собирать в течение всего лета, целых три раза, однако и загадкой, с ним связанной: единственное плодовое дерево, которое не цветёт. Плоды появляются сразу, как листья весной из почек и постепенно, один за другим, начинают зреть. Оказывается, на инжире живёт оса бластофаг размером меньше миллиметра. Она прокалывает каждый плод и опыляет его изнутри. Будете лакомиться инжиром, вспомните об этом, однако не бойтесь осы там уже нет. - По какому принципу Антон Павлович выбирал себе одну из трёх комнат? - Ему хотелось, чтобы из окна открывался вид на море. Он говорил: «Море как человек, тысячу лет возле него проживёшь, не соскучишься». - Именно здесь были написаны «Три сестры»… - И заметьте, всего за два дня 13 и 14 августа 1900 года. Он сделал это по просьбе Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, какие обратились к нему, как к будущему мужу ведущей актрисы Московского художественного театра, с просьбой написать небольшую пьесу к предстоящему театральному сезону. Антон Павлович выдал на гора произведение, которое перевернуло весь театральный мир, и по сей день не сходит со сцен разных стран, переведено на многие языки. Это ведь ностальгическая пьеса: слово Столица России звучит со сцены 46 раз. Он ведь до конца дней своих называет полуостров «чёртовым островом». Писал брату: «Я за снегом скучаю уже как сибирская лайка». Пьесу «Три сестры» писал смертельно больной, однако влюблённый в жизнь молодой человек. Он сел писать комедию, водевиль, рассчитывая на смех в зале. Хорошо, что его не было на премьере и он не видел, как весь зал рыдал… Ещё одно доказательство, что смешное и трагическое всегда идут параллельно. - Вы часто перечитываете чеховские произведения? - Я с ними не расстаюсь. Вот вы задумывались: есть ли ещё писатель в мире, у которого восемь тысяч персонажей? И все они в определённой среде, их собственной, однако не обособленной от окружающего мира. Он своими коротенькими рассказами и пьесами дал понять: человек не должен рассчитывать, что однажды попав в определённое место, он там всё приспособит, подладит под себя. - Любовь к гурзуфскому дому передалась унаследовавшей его Ольге Леонардовне? - Дача стала роскошным свадебным подарком, который Антон Павлович сделал супруге после венчания в московской Крестовоздвиженской церкви на Плющихе. Ольга Леонардовна пережила мужа на 55 лет, прожив немалый человеческий срок 91 год. До 1953 года отдыхать приезжала из Москвы только сюда. Комнатку Чехова превратила в свою, а две другие сделала гостевыми. Приглашала сюда друзей, творческих, как сама, людей, художников, композиторов, музыкантов, певцов. На этой веранде пели Шаляпин, Собинов, Козловский. Здесь бывали Рахманинов, Рихтер, Гилельс… - Какова судьба дачи после смерти хозяйки? - Когда Ольга Леонардовна уже не могла приезжать в Крым, она сделала попытку подарить дачу родному театру, однако подарок почему-то не приняли, и она продала дом художнику Василию Мешкову с условием ничего здесь не менять. Художник условие выполнил, однако его дочка после кончины отца в августе 1963 года всё перестроила на свой лад, а потом продала Союзу художников СССР, и домик стал спальным корпусом Дома творчества художников им. Коровина. И только в 1987 году, когда за это взялся актёр и режиссёр Олег Ефремов, честь и хвала ему, домик начали восстанавливать по найденным в БТИ чертежам планировки таким, каким видел его, покупая, Антон Павлович в 1900 году. Таким видим его и мы. Теперь это филиал Ялтинского Дома-музея Чехова. - Вы говорите об Антоне Павловиче, как об очень близком человеке… - А это так и есть. Я с ним не расстаюсь. Антон Павлович применил и вывел теорию солёного огурца: если взять свежий огурец и бросить в банку, где уже есть солёный, он становится таким же солёным, как его «коллеги» по банке, по рассолу по этой среде. Всеми своими произведениями писатель даёт понять: человек не должен рассчитывать, что, попав в чужую среду, всё подладит под себя. Чехов показывает, что всё будет с точностью до наоборот: среда растворит его в себе, подавит, приспособит, если он её вовремя не сумеет или не захочет покинуть. Это особенно важно для молодых: выбирайте тщательно, с кем пойдёте по этой непростой и не такой уж длинной для экспериментов над собой человеческой жизни, выбирайте для своих детей ту среду обитания, в которой им должно жить. Ибо она может поднять до гениальности, однако может и опустить до скотоподобия.
И мы в этом не раз убеждались… Для меня Антон Чехов не только столп мировой литературы, а до сих пор живой, родной. Всем нам надо почаще вспоминать, а лучше не забывать, его слова: «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой».