Последние новости

Реклама

Симферопольский созидатель

Что находится под первой и последней плитами набережной Салгира, как сорок лет назад удалось избежать крымско-американского скандала и по какому показателю Симферополь в СССР занял первое место? Ответы на данные вопросы знает почётный гражданин крымской столицы Николай Смирнов. 10 мая ему исполнилось 80 лет.

Однокурсник «Аркадича»

Впрочем, он легко даст фору молодым: спортивный, лишь недавно прекратил играть в волейбол за команду ветеранов, крепкий, энергичный, и даже седина на висках ему к лицу. Благодаря энергии и организаторским способностям Николая Николаевича в Столице Крыма появились набережная реки Салгир и Вечный огонь в парке имени Гагарина, братское кладбище русских воинов на Петровских высотах, памятники Суворову, Пушкину, Шевченко и Франко, скрижаль «200-летия Симферополя», десятки подземных переходов, здание Государственного Совета Республики Крым, канализационные коллекторы по улицам 60 лет Октября и Никанорова, канализационная насосная станция в посёлке Грэсовском и теплотрасса от ГРЭС имени Ленина до центра города, промэнергоузел, Ивановский водовод, транспортные развязки через железную дорогу между Евпаторийским и Московским шоссе, — перечислять объекты, созданные тогда, когда он в 1974-1987 годы был первым заместителем председателя Симферопольского горисполкома, а с 1994 года — заместителем генерального директора «Симкоммунсервис», можно долго.

И хотя Николай Смирнов родом из небольшой деревни Исаковка на границе Костромской и Ярославской областей, о том, что стал крымчанином, не жалеет, уверен: «Крым — особенное место».

На полуостров попал в 1953-м — призвали на армейскую службу.
- Служил в закрытой воинской части в Столице Крыма, — рассказывает Николай Смирнов, — был единственным в ней радистом первого класса, награждён знаком «Отличный разведчик». После армии решил остаться в городе, устроился на завод стройматериалов, откуда направили учиться в Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева. Кстати, учился на одном курсе с ведущим «Поле чудес» Леонидом Аркадьевичем Якубовичем, правда, на разных факультетах — он на теплогазо­снабжения и вентиляции, а я — на промышленно-гражданского строительства.

Факультет и профессию Николай Смирнов выбрал не из лёгких, но к трудностям было не привыкать. Он — из поколения детей, на долю которых выпала Великая Отечественная, и повзрослеть им довелось слишком рано. Отец мальчугана погиб на фронте, вскоре не стало и мамы, и десятилетний Коля пошёл работать в колхоз: дали телегу с лошадью, чтобы отвозил на молокозавод бидоны с молоком. Так что стаж у ветерана труда огромный. А тогда у паренька было ещё и огромное желание учиться: в вечернюю школу за пять километров ходил, окончил её на «отлично», как и ремесленное училище. И в институте был одним из лучших: красный диплом тому подтверждение, в аспирантуре оставляли, в толковом молодом человеке преподаватели видели учёного.
- Но пришлось вернуться на завод, ведь это он меня учиться направил, надо было отрабатывать, — продолжает Николай Смирнов. — Вскоре стал начальником стройуправления завода, но и о мечте стать преподавателем не забывал — читал лекции в школе рабочей молодёжи. Учил никогда не бояться ответственности, честно трудиться.

Он и сам такой — признаётся, что никогда не боялся брать на себя ответственность за других: в школе и институте, к примеру, старостой был. Очевидно, на ответственную черту характера Николая Смирнова, организаторские способности и обратили внимание в партии, утвердив его инструктором Киевского райкома. Упирался долго, не желал строить карьеру по партийной линии, но убедили. А 12 февраля 1974 года назначили первым заместителем председателя горисполкома Симферополя, вице-мэром, как сказали бы сейчас. Тринадцать лет бессменно на этом посту и 18 лет — депутат городского совета. Сделать удалось очень много, привычные нам красоты Симферополя — его заслуга.
- Не только моя, конечно, — говорит ветеран труда, — все работали на благо любимого города, чтобы краше он стал к 200-летию, что отмечалось в 1984-м. Добрым словом вспоминаю тогдашних первого секретаря Крымского обкома партии Виктора Макаренко, председателя горисполкома Владимира Максимова, талантливейшего архитектора Анатолия Полегенько, проектировавшего нашу набережную. Ребят, с которыми довелось работать, а строили, между прочим, не только симферопольцы, но и керчане, и севастопольцы, бригады других регионов полуострова — все стремились сделать Симферополь настоящей столицей Крыма. И удалось, по благоустройству наш город занимал тогда первое место в Союзе, а по озеленению — второе.

Снаряды на площади

Неподалёку от Вечного огня, на могиле Неизвестного солдата, при участии Николая Смирнова сооружён мемориал в память о жертвах Чернобыльской катастрофы. С этой трагедией у крымского ветерана труда связаны свои воспоминания: командировка в Киевскую область, где в срочном порядке строили дома для людей, отселённых из 30-километровой зоны ЧАЭС. И в Тверскую область была командировка — помогал решать вопросы подъёма Нечерноземья. Вообще, путешествовал Николай Николаевич немало и из каждой поездки старался привозить какие-то идеи для ставшего родным Симферополя. К примеру, идея сделать в центральном городском парке каскад шахматного фонтана пришла в Петергофе, а ажурные решётки ограждения набережной — ярославские.
- Постепенно Салгир превратился по сути в сточную канаву, надо было срочно спасать положение, тем более приближалось 200-летие Симферополя. Так и появилось моё детище с Анатолием Полегенько — красивейшая набережная. Помню, как до хрипоты мы с ним спорили, обсуждали проект. А под первой плитой закладывающейся набережной я положил юбилейный рубль, второй — под последней плитой у Вечного огня.

Оценили красоту набережной и спасённые берега Салгира не только горожане, но и гости города. Между них — посол Великобритании в СССР Куртис Кибл. В Крым он приехал впервые и специально, чтобы посмотреть новую набережную и встретиться с куратором проекта Николаем Смирновым. Николай Николаевич вспоминает, как пешком прошли с послом вдоль всей набережной от гостиницы «Москва» до Вечного огня, где возложили цветы и почтили память павших солдат. Побывали в детском саду «Алые паруса», где была единственная в Крыму группа, изучавшая английский язык, посмотрели концерт, подготовленный детворой, посетили математическую школу №40. Посол был в восторге, признал, что наш Салгир выглядит даже лучше Темзы. А через две недели прислал письмо с благодарностями за прекрасный приём и экскурсию по Симферополю.

Письмо Николай Смирнов хранит в семейном архиве, а в памяти держит ещё одну историю, связанную с иностранцами в Крыму. Сорок лет назад благодаря решительности первого заместителя симферопольского градоначальника удалось избежать крупного международного скандала, связанного с площадью Советской Конституции.
- В 1974 году в Крым приехал американский президент Ричард Никсон. Показать ему решили новенькую гостиницу «Москва», — вспоминает Николай Смирнов. — Она уже достраивалась, когда поступил приказ срочно расширить дорогу перед гостиницей, подрезать парк «Салгирка», создать площадь с круговым движением и цветочной клумбой в середине. Более тысячи человек срочно бросили на это дело. Землю на новую площадь решили взять из кургана, что неподалёку от посёлка Грэсовского. Работа кипела, как вдруг подходит «комитетчик»: «Николай Николаевич! Снаряды!» — «Откуда?» — «Машина привезла». Действовать надо было скрытно и решительно — стоит ли объяснять, что произошло бы, распространись весть о «подарке» для гостя. Да и снаряды были боевые, очень ржавые — рвануть могли в любую секунду — счастье, что при погрузке и выгрузке они не сдетонировали.

Николай Смирнов действовал чётко: приказал срочно убрать людей с объекта под любым предлогом, вызвал сапёров, но попросил их приехать в гражданском, под видом рабочих, ведь делать оцепление было нельзя. Сколько седых волос прибавилось у него и того «комитетчика», пока ждали сапёров, пока те не увезли опасный груз. Переживаний и тревог в работе Николая Николаевича немало — он ставил и ставит перед собой самую высокую планку. Его труд отмечен многими наградами, между которых медаль «Ветеран труда», орден «За заслуги» III степени, а за развитие города — почётный знак «За заслуги перед Симферополем» и звание «Почётный гражданин Симферополя». Год назад Николай Смирнов стал и почётным гражданином венгерского Кечкемета — побратима Симферополя, а у истоков этого братства, впрочем, как и у истоков установления партнёрских отношений крымской столицы с другими городами мира, стоял наш герой. А ещё он награждён пятью орденами русской православной церкви и каждый год присутствует в Правительстве России на приёме кавалеров ордена Андрея Первозваного. Но самой большой своей наградой и отрадой Николай Смирнов считает семью, двух дочерей и сына, внуков, правнучку и, самое главное, любимую Альбину Матвеевну, подарившую ему радость отцовства, создавшую надёжный тыл.
- Мы познакомились на танцах, — рассказывает Николай Николаевич. — Увидел я самую красивую девушку на танцплощадке, пригласил, а она мне отказала. Тогда я всем парням сказал, чтобы никто не смел к ней подходить и танцевать. И вот данный «бойкот» продолжался пять дней, пока Альбина сама меня не пригласила. Уже 56 лет вместе с моей любимой. Альбина — мой самый большой друг, помощник, советчик. Как я ей благодарен за жизнь!
Николай Николаевич в шутку называет себя «неугомонным оптимистом», с радостью делится опытом, многочисленными байками и историями из жизни крымской столицы, с удовольствием пополняет экспонатами фонды Музея истории Симферополя и готовится к июньскому 230-летию любимого города.
«Крымская правда» поздравляет своего постоянного читателя и друга Николая Смирнова с юбилеем. Многие вам лета, Николай Николаевич!

Наталья ПУПКОВА.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 13 мая 2014 | Разделы: События
13 мая 2014

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля