Оркестр Крымского украинского театра представил симфоническую премьеру «Через тернии к славе», посвященную творчеству Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Арама Хачатуряна
Хачатурян творил для больших симфонических оркестров – а это порядка 100-120 музыкантов. Оркестр же нашего театра – только 31 человек... Но главный дирижер, заслуженный деятель искусств АР КРЫМ Александр Коваленко, нашел оптимальный состав произведений – чтобы не слишком сложно было и для музыкантов, и для слушателей.
Слушая шедевры Арама Ильича, невозможно поверить, что когда-то его обвинили в так называемом формализме, надолго заставив «замолчать». Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года... А что такое формализм? Не более чем идеологическое клише, использовавшееся в СССР для борьбы с целыми направлениями в искусстве и гонений отдельных его представителей.
Та же печальная участь постигла и других знаменитых советских композиторов, в числе которых Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович. Последнему досталось за «Леди Макбет Мценского уезда» – её член Политбюро Жданов охарактеризовал как «грубую, примитивную и вульгарную», а произведения Прокофьева и Хачатуряна и вовсе сравнил со «звуками бормашины и музыкальной душегубки».
Собственно, общие «тернии» этих троих людей-легенд и вдохновили Александра Коваленко на создание новой симфонической программы. Помимо адажио из «Спартака» и вступления к «Валенсианской вдове» Хачатуряна, прозвучали симфония №1 «Классическая» Прокофьева и фрагменты музыки к балету «Барышня и хулиган» Шостаковича. Эффектную точку дирижер намеревался поставить самым известным хачатуряновским «Танцем с саблями» из балета «Гаянэ», но нигде не нашел нот...
Действительно, эта композиция стала визитной карточкой Арама Ильича, он даже во многих странах мира получил прозвище «мистер Танец с саблями». А ещё, по некоторым сведениям, в 50-х, произведение попало в Книгу рекордов Гиннесса как наиболее популярное. Да что там! Однажды под данный музыкальный «выбрык» эпатажный Сальвадор Дали проскакал верхом на швабре, голый, размахивая над головой саблей – и все это на глазах Хачатуряна!
Но что самое интересное – композитор сочинил данный танец не по собственной воле, а по настоятельному требованию балетмейстера-постановщика «Гаянэ». Причем сочинил на «отстань», буквально за один вечер, да ещё написал на листах с нотами: «Черт возьми, в угоду балету!» Было это в 1942-м.