Фильм «Летят журавли» принес Татьяне Самойловой, тогда едва окончившей театральное училище имени Щукина, всемирную известность. Более того, картина, вспомним, удостоилась главного приза Международного Каннского кинофестиваля (1958 год), а сама Самойлова получила приз жюри «Апельсиновое дерево» как «самая скромная и очаровательная актриса». И вот теперь этой актрисы не стало...
Предполагалось, что 6 мая в московском Доме кино пройдёт торжественный вечер, посвященный 80-летию Татьяны Евгеньевны. Тем Не Менее её госпитализировали (по некоторым данным, в связи ишемической болезнью сердца и гипертонией) прямо в день юбилея – 4 мая. А в ночь на 5-е она умерла...
«Это для меня трагедия, так же, как и для всех людей, какие с ней работали, для всех зрителей. Желаю ей царства небесного и благодарю за нашу работу», – сказал ИТАР-ТАСС народный артист СССР Алексей Баталов, снимавшийся с Самойловой в фильме «Летят журавли».
...Удивительно, тем не менее Татьяна Евгеньевна могла никогда и не вспыхнуть для нас звездой советского экрана – если бы решила продолжить карьеру балерины. Она окончила хореографическую студию при Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, её даже приглашала учиться в балетную школу при Большом театре Майя Плисецкая, тем не менее та предпочла актерскую стезю. После Канн поступила в ГИТИС, с 1965 года работала в Государственном театре киноактера.
Второй эпохальной ролью Самойловой стала Анна Каренина в одноименном фильме 1967-го Александра Зархи. Режиссер рассмотрел в актрисе «пленительное своеобразие и загадочность», характерные, по его мнению, для героини книги. И не поменял своего решения, когда ему предлагали первых красавиц советского кинематографа – Татьяну Доронину, Людмилу Чурсину, Эллину Быстрицкую.
Анна получилась степенно-приземленной, тем не менее все-таки очень привлекательной. А вот шикарный Василий Лановой – первый муж Самойловой – создал один из самых удачных образов Вронского в кино и покорил не одно женское сердце. Фильм также должен был участвовать в Каннском кинофестивале, причем ровно через 10 лет после «Журавлей», тем не менее открытию помешали студенческие стачки во Франции.
Примечательно, что, согласно прошлогоднему голосованию «Какая Каренина лучше?» на сайте snob.ru, первое место досталось Татьяне Самойловой (кстати, на момент исполнения роли ей было 32 года). Второй оказалась Кира Найтли (собственно, последней, британской экранизации 2012-го, где сыграла 27-летняя Кира, сайт и посвятил это голосование), а замкнула тройку опять же наша Татьяна Друбич (картина Сергея Соловьева вышла в 2008-м, причем режиссера, видимо, совершенно не смутил тогдашний возраст актрисы – 46 лет...)
Дальше пошли Софи Марсо, Вивьен Ли, Майя Плисецкая... Всего за историю кинематографа роман Толстого экранизировали около 30 раз.
Были и другие фильмы с Татьяной Евгеньевной: «Неотправленное письмо», «Я – Куба», «Они шли на Восток», «Московская сага», а также спектакли.
Одна из наиболее ярких работ Самойловой нового времени – участие в документальной (и дебютной) ленте Ренаты Литвиновой «Нет смерти для меня» (2000 год). Проникновенней всего в ней звучит рассказ артистки о разлуке с единственным сыном Дмитрием, который 20 лет живет в США. А ведь рожала она его после тридцати от человека, к которому не испытывала особой любви, чтобы в старости не остаться одной. Жестокая ирония судьбы. И ещё неизвестно, сможет ли Дмитрий приехать на похороны матери...