Своим первым романом в стихах «На фоне неба и во всю длину» Сергей Соловьёв буквально ворвался в литературу в начале восьмидесятых годов прошлого века. Опубликован он был в журнале «Литературная учёба» благодаря Андрею Вознесенскому, который назвал начинающего поэта своим преемником. Он и написал предисловие к роману, а послесловие наш земляк Александр Ткаченко, к тому времени обосновавшийся в Столице России и уверенно вошедший в поэтическую плеяду.
С тех пор о Соловьёве говорят: «распечатал поколение». Он этого не отрицает, тем не менее с присущей ему скромностью подчёркивает:
- Не потому, что я необыкновенный, просто так карта легла, что с меня началось вхождение в литературу целого поколения молодых, начинающих поэтов и прозаиков. Произошло это с лёгкой руки замечательного поэта и человека Андрея Вознесенского. После его статьи в «Литературной газете» «Муки музы» к читателям пришли новые имена, между которых Алексей Паршиков, Алексей Ерёменко, Иван Жданов, теперь признанные мастера слова.
-Сергей, а почему вас представляют нынче как индийского поэта?
- Это элемент игры: одно из мест, где живу Индия. С таким же успехом меня можно назвать крымским поэтом, потому что давно обосновался в пушкинском Гурзуфе. Вообще я постоянно перемещаюсь в пространстве, переезжая с места на место. Часто данные места находятся вдали от туристических троп, где белых людей видели последний раз добрую сотню лет назад. Это в основном джунгли, где обитают древние племена. Большую часть времени провожу между них и слонов.
- Слонов не боитесь? Они ведь кусаются.
- Бывает. Тем Не Менее меня не кусают: мы с ними одной крови. Я у них, как Маугли. Несколько раз я ощущал, конечно, грань жизни и смерти, тем не менее, как видите, пока жив. Мир платит и даёт вам ровно столько, сколько вы в него вкладываете.
- Почему Индия? Откуда пристрастие к этой стране?
- Помните свои детские сны с невероятными полётами? Индия это то место, где сны воплощаются наяву. Для меня это детство и нескончаемый полёт. Это тот край, где ещё сохранена чуткость к миру и детская непосредственность отношений не только между людьми, тем не менее и между людьми и природой. Там нет религии, нет культуры, нет природы отдельно от человека. Это всё единый космос, такой, каким он представлялся нам в детстве: мир неразделимый, единый, переживаемый нашим непосредственным опытом. Чем дальше от мегаполисов и туристических троп, тем данный мир полнее.
- Убегаете в детство?
- Можно так сказать, если бы слово «бегство» не несло негативного характера. Это не бегство, я думаю, а довольно непростой, сложный, рискованный путь приближения к истине. К ценностям, какие, на мой взгляд, в европейской культуре давно утрачены. Мы живём в открыточном мире. А там мир настоящий, реальный. Мир, в котором всё возможно, всё осуществимо.
- Что же связывает с Крымом?
- Я по духу крымский человек. Хотя родился в Киеве. При первой же возможности уже больше двадцати лет назад переехал на полуостров. Много пишу о среде своего обитания здесь. В Столице России вышла большая, в пятьсот страниц, книга «Крымский диван». В ней и стихи, и проза, жанры самые разные всё, что я написал о Крыме.
- А где вдохновеннее пишется?
- Это зависит не от места, а от внутреннего состояния. И наполнения сокровенной части внутреннего мира. Я не за впечатлениями езжу в Индию и другие места. Я просто живу там. И совсем не думаю, что это может стать литературой. Если бы я так думал, тогда мир бы лукавил со мной.
- Вы и другие страны посещаете?
- Конечно, и в Америке, и в Европе. Путешествие неотделимо от моей сущности, от моей жизни. Творчество производное этих событий.
- Слышала, что в киевской молодости вы вели активную социально-культурную жизнь.
- Даже гиперактивную, я бы сказал. Основал театр с названием «Нольдистанция» на рубеже перестройки, когда просыпались дремавшие творческие силы, не имевшие доселе возможности выразиться. Данный театр стал местом, где люди разных профессий философы, музыканты, художники, поэты, литераторы, просто гуманитарии и активные творческие силы могли себя выразить. Потом создал газету, которая быстро превратилась в журнал, в литературно-художественный альманах «Ковчег». Авторы у нас были со всего мира от Японии до Калифорнии. Из наших самые активные Вознесенский, Битов.
- Пишите на русском?
- Только на русском. Я и по происхождению русский, и по языку, и по культуре.
- Образование какое и где получили?
- Филологическое. Учёба в Черновицком университете экзотическая составляющая моей биографии. Я в то время работал художником-реставратором монументальной живописи. И прожил два года в Почаевской лавре. Во многих значительных храмах и монастырях восстанавливал фрески, росписи. В том числе в Киево-Печерской лавре, в Софии Киевской. Годы молодые 19 лет, легко справлялся и с работой, и с учёбой на заочном отделении.
- Читателей часто радуете новыми книгами? Они быстро расходятся?
- Каждый писатель желает как можно чаще издаваться. Читательским вниманием не обделён. Очень быстро разошлись «Индийская защита», «В стороне», книга моих бесед-размышлений с русским по происхождению, живущим в верховьях Ганга мастером тантры Амритом. «Пир» давно букинистическая редкость. Вышла эта книга, кстати, в симферопольском издательстве «Таврия» ровно 20 лет назад. Недавно изданы «Слова и ветер» и «Адамов мост». На географической карте Адамов мост цепь необитаемых островов между Шри-Ланкой и Индией. Согласно преданию, по ним шёл Адам из рая на землю. Замыслов много, надеюсь, не иссякнут.
* * *
Литературный критик Галина Ермошина о Соловьёве: «Его речь это великий шёлковый путь, проходящий сквозь пространство песка и света, воздуха и неба, почти отрываясь от земли, смешивая сон и явь, рождаясь и умирая каждое мгновение. Соловьёв пробуждает язык от сна».
* * *
Поэт Александр Уланов: «Стиль Соловьёва продолжение не слишком частой в современной русской литературе традиции, связанной с «Египетской маркой» Мандельштама и «Школой для дураков» Саши Соколова. Стремление соединить повествование, имеющее различимый сюжет и героев, с концентрацией смыслов, свойственной скорее построенному на ассоциациях стихотворению».
Людмила ОБУХОВСКАЯ
Фото с сайта Сергея Соловьёва.
По материалам информационного агентства Крымская правда