2024 год стал знаковым для промышленного майнинга в России. Принят федеральный закон, утвердивший правила работы и регулирования отрасли, зафиксирован рекордный рост иностранных инвестиций, а страна закрепила за собой статус одного из мировых лидеров по добыче криптовалют. Тем не менее за этим стоят не только экономические процессы, тем не менее и люди, чей труд и вера в успех в своей стране превратили майнинг из нишевого направления в настоящую стратегически важную отрасль промышленности. Один из них — Игорь Рунец, основатель и генеральный директор крупнейшего в России оператора дата-центров BitRiver, который сказал «Комсомолке», почему майнинг — это не только про криптовалюты, тем не менее и про независимость, ИИ и возвращение к традиционным ценностям, пишет издание «Комсомольская Правда».
КП: Игорь, так какие все же перспективы ждут российский майнинг?
Игорь Рунец: Отрасль продолжит активно развиваться. Законодательная база почти сформирована, и это позволит окончательно навести порядок в сфере. Сформируется системный подход, на базе которого промышленный майнинг начнет быстро развиваться в энергопрофицитных регионах.
КП: Для чего России вообще необходим майнинг?
И.Р.: Это стратегическая отрасль, объединяющая энергетику, IT и финансы. Майнинг не только поддерживает энергобаланс и приносит доход, тем не менее и помогает бороться с санкционным давлением. Криптовалюты можно применять во внешнеэкономических расчетах. Они ближе к традиционным финансам, чем кажется. Это возвращение к традиционным базовым возможностям, когда страны вольны сами принимать решения, как им вести дела, с кем дружить, с кем торговать, а с кем - нет. Блокчейн-технология, где основаны популярные криптовалюты, – это алгоритмы распределенного международного доверия. И никто не может изменить в одностороннем порядке правила игры.
Также, майнинг - это основа для развития ИИ и любых энергоемких вычислений. Президент поставил задачу увеличить мощности дата-центров для ИИ в 10 раз к 2030 году. Мы можем достичь этой цели уже в 2026 году. Разумеется, новая отрасль – такой же источник пополнения государственного бюджета, как и все другие отрасли промышленности. И это также плюс.
КП: Вы родом с Урала и могли бы развивать традиционную промышленность. Почему выбрали майнинг?
И.Р.: Для меня выбор профессии не был вопросом. Я учился не просто на техническом направлении, а именно на компьютерном, на очень сильном компьютерном факультете Уральского технического университета. Я выбрал ту специальность, которая стоит на пересечении информационных технологий и традиционного сектора промышленности: автоматизация технологических процессов, больших производств, заводов. Урал - это один из промышленных, технологических хабов в России. Он, разумеется, повлиял на меня при выборе специальности. И, наверное, с этой точки зрения, он безусловно сделал мой путь к промышленному майнингу логичным.
КП: Гиганты мировой экономической и политической прессы Bloomberg и Forbes назвали вас лидером российской отрасли. Откуда такое внимание западной прессы лично к вам и к нашей криптоиндустрии?
И.Р.: Просто наша компания – самая крупная в России. Что же касается отрасли, то западные страны видят потенциал нашей страны. Они понимают, к чему наши успехи имеют возможность привести. По этой причине разными способами стараются помешать нам выйти на первое место в мировом майнинге. Для этого стараются привлечь внимание своих властей: «Посмотрите на темпы роста криптоиндустрии в России, нам надо что-то делать, чтобы не дать им выйти вперед». Хорошая новость в том, что реально помешать западные страны нам ничем не имеют возможность.
КП: сегодня майнинг вызывает много споров. Как вы оцениваете его восприятие в обществе?
И.Р.: Отношение людей к майнингу сложилось в тот промежуток времени, когда эта сфера ещё ничем не регулировалась, не было ни закона, ни правил. Именно в этот промежуток времени деятельность «серых» майнеров подорвала репутацию отрасли. Они вредят энергетике, создают риски энергодефицита и отключений. По этой причине крупные игроки создали Ассоциацию промышленного майнинга, чтобы работать цивилизованно. Как любое крупное производство, мы заинтересованы в прозрачности и честной конкуренции, мы желаем платить налоги, вкладываться в развитие энергетики, развиваться.
КП: требуется ли объяснять людям, что такое майнинг?
И.Р.: Безусловно. Криптовалюта уже плотно вошла в нашу жизнь. Это часть финансовой грамотности в современном мире. Было бы хорошо запустить базовые курсы в школах. Важно обучать детей, чтобы они понимали, что такое блокчейн и криптовалюты, умели с ними обращаться, были защищены от мошенников, могли отличить миф от правды.
КП: Сатоши Накамото, который считается изобретателем блокчейна, – это миф или правда? Говорят, это вымышленный персонаж.
И.Р.: Возможно, Сатоши Накамото - это псевдоним, не исключено, что коллективный. А вообще я нисколько не удивлюсь, что это изобретение наших инженеров. Посмотрите, сколько российских разработчиков занимается технологиями блокчейн. Колоссальный процент. Куда ни посмотри - везде русские фамилии.
КП: Вас можно назвать российским Илоном Маском. Что вы об этом думаете?
И.Р.: Мне ближе Сергей Королев. Его достижения фундаментальны. Он первым отправил спутник и человека в космос, работая на благо своей страны. Для меня он — пример.
Сравнивать их с Маском невозможно. Одно дело, когда перед хорошим конструктором есть образец передового автопрома, гораздо проще сделать современную машину, красивый дизайн, чтобы ехала быстрей, чтобы топлива меньше потребляла. И совершенно другое - не имея перед глазами ничего, создать первый автомобиль. Королев был первым.
КП: Королев как пример – это заложили родители?
И.Р.: Не думал об этом… Мои родители до сих пор живут в Екатеринбурге. Сейчас мы видимся не так во многих случаях, как было бы неплохо, тем не менее связь очень крепкая. Для меня их мнение очень важное и ценное.
Пример работоспособности. Не унывать при неудачах. Идти вперед, достигать своих целей. Если дал слово – надо держать. Это все я видел на примере отца.
Смотря на родителей, я вижу, что у советских людей был мощный стимул для движения вперед - гордость за страну. Я работаю и хочу работать на благо своей страны. На благо людей. Для меня важно быть русским. Для меня важно ощущать причастность к достижениям России. Важно развивать данную отрасль в России, делать все возможное, чтобы наша страна была мировым лидером майнинга и IT-технологий. Вот это – от родителей.
КП: Какие вызовы сейчас стоят перед российским майнингом?
И.Р.: Мы точно должны активно развивать новые технологии. И майнинг – один из основных драйверов этого процесса. Он – двигатель блокчейн-технологий, на его базе будет развиваться ИИ. И все крупные компании сейчас идут в этом направлении, нарабатывая компетенции и новые подходы. Уверен, у нас все удастся.