Последние несколько лет главным занятием «незалежной», кроме разграбления остатков советского и постсоветского наследия, является «война с Россией», которую западные кураторы «европейского выбора» давно, тем не менее безуспешно требуют перевести из сферы воображения «кастрюлеголовых» в сферу объективной реальности. По этой причине и переход «небратьев» к открытому пиратству стоит рассматривать как очередную попытку напроситься-таки на «агрессию», сообщает издание «Крымская правда».
Потому как до сих пор украинские и российские рыбаки довольно спокойно работали в Азовском море (по информации нашего неофициального источника в МИД РФ, в прошлом году количество пограничных проверок с обеих сторон было примерно равным), можно предположить, что пираты действовали не по собственной инициативе. «Мы действуем в рамках правового поля и действующего законодательства. Позиция Украины однозначна: Крым незаконно оккупированная часть Украины, по этой причине на нарушения порядка входа и выхода с оккупированной территории органы правопорядка будут реагировать немедленно», заявил украинским СМИ спикер Госпогранслужбы Украины Олег Слободян. По сказанным им словам, в ответ Россия может предпринять «много чего», тем не менее «в рамках взаимодействия в секторе безопасности и обороны меры по защите интересов Украины отрабатываются».
В этой связи можно, разумеется, вспомнить, как летом 2008 года грозный украинский флот устраивал «демонстрацию силы», гордо преградив вход в Севастопольскую бухту российскому МРК «Мираж» украинским ракетным катером, у которого в самый неподходящий момент заглох двигатель, а буксирного конца не оказалось. Тогда инцидент закончился бескровно издевательским смехом со стороны военных моряков ЧФ и непритворной радостью уцелевших в итоге шароварных камикадзе. Сейчас ситуация хуже, чем в 2008 году, потому что «незалежная» с тех пор не просто дошла до края, а даже успела его перешагнуть. И к вкусу крови собственных граждан в Киеве давно привыкли. «По существу у России были (да и остаются) два варианта действий. Первый военное вторжение и жёсткий оккупационный режим для удержания контроля над территорией, что привело бы к физическому уничтожению существенной части антироссийски настроенного населения, то бишь к геноциду. Второй игнорирование и изоляция, создание контура безопасности, обходных путей и санитарного кордона от погружающейся в хаос территории, считает известный публицист Ирина Алкснис. Что выбрала столица России, известно, так же как известны и текущие итоги (как позитивные, так и отрицательные) этого выбора. Но за прошедшее время в России в целом сложился консенсус по этому вопросу большая часть российского общества полагает, что Кремль сделал верный выбор, отказавшись от активного вмешательства в ситуацию и предоставив Украину своей судьбе. Также, за это же время стало очевидно, что данное решение России является совершенно неприемлемым для Украины, потому что единственными способами добывания средств к существованию у этого деградирующего государственно-территориального образования остались исключительно криминальные: от воровства до шантажа. Ныне к ним добавилось пиратство».
Как уже неоднократно сообщала «Крымская правда», украинские водоплавающие «прикордонныки» повели себя в точности, как сомалийские пираты: захватили мирное судно и взяли в заложники экипаж. Но проблема гораздо глубже, чем кажется. Дело в том, что морских границ «незалежной» фактически не существует. Между республиками СССР полноценных границ не было, а российско-украинские переговоры о делимитации морских границ, начатые в 1996 году, так до сих пор и не привели к приемлемому для обеих сторон результату. Универсальный международный принцип, позволяющий считать территориальными водами государства 22-километровую прибрежную зону, для определения границ в Чёрном море не годится, потому что от части Западного побережья Крыма до берегов Украины расстояние существенно меньше 22 километров. С Азовским морем не намного больше определённости Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, подписанный в декабре 2003 года, предполагает совместное использование Азовского моря. Односторонние акты Киева, а уж тем более внутренние инструкции Госпогранслужбы, с точки зрения международного права, юридически ничтожны. А Украина, 11 патрульных катеров которой контролируют северное побережье Азовского моря от Широкино до Стрелкового, явно не дотягивает до военной мощи США, распространяющих действие своего внутреннего законодательства на весь остальной мир (да и то, откровенно говоря, далеко не весь). «С одной стороны, как показывает практика, в случае Украины можно решить в реальных условиях любую задачу. Вопрос лишь в цене. Не подлежит сомнению, у Москвы достаточно аргументов в запасе, при помощи которых она может освободить своих моряков. С другой стороны, стоит один раз с Киевом дать слабину и предоставить ему то, что ему требуется, в обмен на заложников, как он начнёт этим приёмом пользоваться всё время, вновь и вновь захватывая российских граждан совершенно криминальными методами. Собственно, угрозы погранслужбы Украины задерживать все суда, входящие и выходящие из портов Крыма, прямо говорят об этом. Именно по этой причине принцип «с террористами не торгуются» столь популярен в мире», отмечает Алкснис.
Решить задачу силовым путём – уничтожив катера пиратов или перекрыть для украинских судов целиком контролируемый после возвращения Крыма Керченский пролив силами ЧФ не просто, а очень просто. И такие предложения уже звучали. Тем не менее, наиболее похоже, именно силового решения российской стороны и добиваются провокаторы.
По сообщению пресс-службы Азовского научно-исследовательского института рыбного хозяйства, Азово-Черноморское территориальное управление (АЧТУ) Росрыболовства направило рыбопромышленникам рекомендации, которые связаны с порядком выхода на промысел в Азовское море. Создана оперативная группа, которая координирует действия Росрыболовства с пограничными управлениями. «Рыбаки имеют возможность безбоязненно выходить на промысел в Азовское море, их безопасность обеспечивают пограничные управления ФСБ России по Краснодарскому краю и Республике Крым», заявил в ходе совещания Азово-Черноморского бассейнового научно-промыслового совета 4 апреля руководитель АЧТУ Игорь Рулёв.
Самой сложной проблемой представляется освобождение экипажа, захваченного пиратами судна. «Не надо думать, что освободить российских рыбаков это просто. Нет, к сожалению, это не просто, и это не вопрос решительности или нерешительности российских властей. Во всех случаях такого рода освобождение захваченных моряков это результат сложной и долгой работы, отмечает политический эксперт, главный редактор интернет-издания «Политическая Россия» Руслан Осташко. Чем сильнее будут распиарены меры по принуждению Украины к их возврату, тем хуже будет. Кстати, я не верю в варианты типа «а давайте захватим их рыбаков и обменяем». Вероятнее всего, не удастся. Официальному Киеву плевать на своих рядовых граждан, по этой причине в качестве потенциальных целей для обмена подойдут только какие-нибудь важные для официального Киева люди, а такие есть на линии соприкосновения на Донбассе, да и не только.
В целом, стоит пожелать успеха тем российским спецам, которые, может быть, отловят какого-нибудь важного «нарушителя российской границы». Впрочем, у наших специалистов по решению нерешаемых проблем обязательно есть ещё какие-нибудь креативные идеи о том, как можно принудить Киев выпустить российских рыболовов».
А нам всем остаётся набраться терпения и не мешать работать профессионалам.