В повести Куприна «Гамбринус» у главного
героя – Сашки-музыканта – есть антипод. Вот как описывает его Куприн: «Это был
некто Мотька Гундосый, рыжий, с перебитым носом, гнусавый человек — как
говорили — большой физической силы, прежде грабитель, потом вышибала в публичном
доме, потом сутенер и сыщик, крещеный еврей».
Однажды
Мотька Гундосый требует, чтобы Сашка сыграл «Боже, царя храни». Сашка
отказывается.
«—
Что? — заревел Гундосый. — Ты не слушаться! Ах ты жид вонючий!
Сашка наклонился
вперед, совсем близко к Гундосому, и, весь сморщившись, держа опущенную скрипку
за гриф, спросил:
— А
ты?
— Что́
а я?
— Я
жид вонючий. Ну хорошо. А ты?
— Я
православный.
—
Православный? А за сколько?
Весь
Гамбринус расхохотался, а Гундосый, белый от злобы, обернулся к товарищам.
—
Братцы! — говорил он дрожащим, плачущим голосам чьи-то чужие, заученные слова.
— Братцы, доколе мы будем терпеть надругания жидов над престолом и святой
церковью?..»
Каждый
раз, когда я вижу на телеэкране «Грэга Вайнера» – прежде бизнесмена,
торговавшего турпутёвками и правовой помощью, потом журналиста и либерала,
американского «бывшего русского Григория Винникова» – я почему-то вспоминаю
того самого Мотьку Гундосого.
Не
знаю, какой он проходил обряд «крещения в американцы», но после этого (если
судить по его отношению) мы все стали для него «россиянами вонючими», которые
только и занимаются, что надруганиями над американским Белым домом и святой
демократией.
Точно
так же, как Мотька, вчерашний иудей, яростно обличал своих бывших собратьев по
вере и винил их во всех грехах, «Грэг», вчерашний россиянин Григорий, яростно
обличает своих бывших собратьев по гражданству и винит их во всех грехах. И
если про американцев принято говорить «стопроцентный американец», то новоиспечённый
«Грэг», бывший Григорий, - «американец стопятидесятипроцентный».
И, как
таковой, ещё не научился вести себя прилично. Всё, что у стопроцентных на уме,
оказывается у стопятидесятипроцентного на языке.
Как у
ильфовского персонажа, который не знал всех тонкостей языка и говорил дамам
прямо: «как я желал бы видеть вас голой!».
Всё время,
при каждом появлении на экране, он продвигает одну и ту же, чисто американскую
идею: права та страна, которая сильнее, всё основано только на праве сильного.
С упоением он приводит цифры, насколько американская экономика крупнее
российской и насколько американский военный бюджет превосходит российский.
Хотя –
казалось бы – какое отношение этот организм имеет к американской экономике? Что
он сделал для её процветания? Создавал вертолёты, как Сикорский или самолёты,
как Прокофьев-Северский? Подарил Америке телевидение, как Зворыкин, или лампу
накаливания, как Лодыгин?
Странное
поведение – похваляться тем, к чему сам никакого отношения не имеешь…
Впрочем,
дело не в этом. А в том, что он прямо и чётко формулирует доминанту
американской политики, то, что «стопроцентные американцы» предпочитают скрывать
– не из стыда или совести, а просто потому, что это политически невыгодно в
данный момент.
Ведь
согласно такому американскому подходу нет, и не может быть равноправия в
отношениях между странами. Если Мотьк… извините, «Грэг» столь пренебрежительно
высказывается о России и заявляет, что Россия должна слушаться Америку – то что
говорить о таких экономических лилипутах, как, в частности, Эстония, или Грузия,
или Исландия?
Наши
доморощенные либералы очень любят пресмыкаться перед Америкой, выдавая её за
образец всех добродетелей. Но американская политика, которой бахвалится
новообращённый «Вайнер»-Винников, остаётся неизменной с XIX века.
И
настоящий, в самом лучшем смысле настоящий американец, из тех, чьим трудом и
талантом создана и прославлена Америка – Марк Твен – писал о позоре
американской политики так:
«…Не знаю, к худу
или к добру, но мы продолжаем поучать Европу. Мы занимаемся этим уже более ста
двадцати пяти лет. Никто не приглашал нас в наставники, мы навязались сами.
Ведь мы — англосаксы. Прошлой зимой на банкете в клубе, который называется
«Дальние Концы Земли», председательствующий, отставной военный в высоком чине,
провозгласил громким голосом и с большим воодушевлением: «Мы — англосаксы, а когда
англосаксу что-нибудь надобно, он идёт и берет».
Заявление председателя вызвало бурные
аплодисменты. На банкете присутствовало не менее семидесяти пяти штатских и
двадцать пять офицеров армии и флота. Прошло, наверное, около двух минут,
прежде чем они истощили свой восторг по поводу этой великолепной декларации.
Сам же вдохновенный пророк, изрыгнувший её из своей печени, или кишечника, или
пищевода — не знаю точно, где он её вынашивал, — стоял все это время сияя,
светясь улыбкой счастья, излучая блаженство из каждой поры своего организма. … Если
перевести данную выдающуюся декларацию (и чувства, в ней выраженные) на простой
человеческий язык, она будет звучать примерно так: «Мы, англичане и американцы —
воры, разбойники и пираты, чем и гордимся».
Среди всех присутствовавших англичан и
американцев не нашлось ни одного, у кого хватило бы гражданского мужества
подняться и сказать, что ему стыдно, что он англосакс, что ему стыдно за
цивилизованное общество, раз оно терпит в своих рядах англосаксов, этот позор
человеческого рода. Я не решился принять на себя данную миссию. Я вспылил бы и был
бы смешон в роли праведника, старающегося обучать этих моральных недорослей
основам порядочности, которые они не в силах ни понять, ни усвоить…»
но между великим писателем, философом,
журналистом, изобретателем Марком Твеном и человеческой мелочью типа Мотьки
Гундосого или «Грэга Вайнера» – дистанция огромного размера. Именно по этой причине
«Грэг» похваляется тем, чего стыдился Марк Твен.
Беда только в том, что и в XIX, и в XXI веке политику
Америки определяют не лучшие люди этой великой страны…
По материалам сайта КПРФ