Знойные пляжи, купающиеся в шторм отдыхающие и уплывающие за горизонт матрасы о прелестях работы спасателем на воде «Крымской газете» сказал спасатель «Крым-СпАСа» Максим Косых, сообщает издание «Крымская газета».
Из юристов в водолазы
— С детства смотрел на отца — он в «Артеке» десять лет работал физруком и плавруком. И за это время спасал детей даже на соседних пляжах. Когда начали созывать нашу организацию, мне предложили стать спасателем — я сразу согласился. Учился я на юриста, однако потом закончил Нахимовское училище по классу «водолаз». Я водолаз 3 класса 1-2 группы специализации работ. Плюс я всю свою жизнь на море и управляю маломерными катерами.
Как раз здесь мне это пригодилось, — рассказывает Максим Косых. Команда спасателей всегда укомплектована по высшему разряду. У них на вооружении обязательно есть акваланги, снаряжение для альпинизма, инструмент для резки металла, надувные лодки и так далее. При этом каждый спасатель должен уметь пользоваться всеми этими предметами. Для этого регулярно проводятся учения и соревнования, чтобы спасатели не только не забывали наработанные навыки, однако и улучшали их.
— Наша работа заключается в том, чтобы помогать людям и спасать их. У нас нет чёткого разделения на альпинистов, водолазов. Все работы мы выполняем вместе, — отмечает Максим.
Рабочий день у спасателя начинается в 8 утра. Первым делом после того как смена заступила на службу, она проверяет, как отработала предыдущая, в порядке ли снаряжение, инструменты, машины. Как правило, смена оставляет всё в идеальном порядке. По распорядку дня есть учебные занятия, тренировки, физо. Однако целые сутки смена готова в любой момент откликнуться на вызов.
Как в кино
Летом Максим работает на 156-м причале в Гурзуфе. На лодочной станции внештатно и безоплатно он устроен матросом-спасателем. Также за ним закреплён пятиметровый катер на 50 лошадиных сил.
Перед сезоном он с коллегами активно занимался обследованием пляжей. Большая часть работы здесь приходится на исследование и очистку дна. Чаще всего водолазам приходится убирать металлические конструкции, стекло, автомобильные покрышки, срезать гидравлическим инструментом торчащую из дна арматуру и металлические уголки.
— Летом постоянно на катере работаем. Однажды заметили, что женщина тонет, доплыли, а она уже без сознания, однако вовремя оказали помощь, и всё хорошо закончилось, — говорит Максим.
По его словам, самая большая проблема на пляже — нетрезвые отдыхающие. Они чаще всего переоценивают свои силы.
— Бывает, за километр от берега на катере выходим — видим: человек плывёт. И по стилю гребли видно, что не профессионал. Обязательно подплываем и предлагаем забрать на катер и вернуть на берег. Кто-то соглашается, кто понимает, что переоценил свои силы. Однако чаще всего отказываются. Однако мы за человеком всё равно до берега наблюдаем, — отмечает спасатель.
Также приходится работать матросу-спасателю и с любителями купаться в шторм. Ещё серьёзнее обстоят дела, когда в шторм или при сильном ветре человек купается с надувным матрасом. Неоднократно спасатели видели, как отдыхающий уже далеко за буйками после порыва ветра падал с матраса. И вместо того чтобы плыть к берегу, он начинал погоню за плавсредством. Поэтому спасатели всегда контролируют, чтобы «капитаны матрасов» далеко от берега не уходили.
— У меня на пляжах случаев утопления не было. Последний раз одна мать оставила без присмотра пятилетнего ребёнка, заговорилась со своей подругой. А он в это время ушёл под воду. Хорошо, что заметили и оперативно вытащили. «Скорая» приехала буквально через минуту, никогда не видел, чтобы так быстро добирались по курортному городу в сезон. Слили из ребёнка воду и передали его медикам. Они хорошо знают специфику утопления в солёной воде. Потому что морская вода, попадая в лёгкие, сгущает кровь, и есть опасность остановки сердца, — предостерегает спасатель.
Несоблюдение отдыхающими всех правил и норм — обычное дело, с которым сталкивается каждый матрос-спасатель. «Стой, проход запрещён» — совершенно не действует на туриста. Иногда даже наоборот, это побуждает человека пройти и узнать, почему же, собственно говоря, данный проход запрещён. Поэтому спасателям приходится нестандартно походить к вопросу, чтобы хоть как-то обратить внимание отдыхающих на запреты. Таким образом, вместо надписи: «Стой! Опасная зона» спасатели написали: «Спой! Опасная зона». По словам Максима, на данную надпись реагировали гораздо лучше.
Не только дежурство
Чтобы обезопасить детей, спасатели регулярно приезжают в школы и демонстрируют своё оборудование: водолазное снаряжение, гидравлические инструменты, альпинистское снаряжение. Так дети лучше вовлекаются в разговоры об их безопасности, и это куда эффективнее скучных нотаций.
Сейчас Максим Косых вместе со своими коллегами участвует в первенстве по пятиборью спасателей ГКУ РК «Крымская республиканская аварийно-спасательная служба «КРЫМ-СПАС». В соревнованиях принимают участие команды из числа спасателей всех отрядов. По словам министра чрезвычайных ситуаций РК Сергея Шахова, такие соревнования между отрядами «КРЫМ-СПАСа» на полуострове проводятся впервые. Главная задача при прохождении командой каждого этапа в условиях, максимально приближённых к реальным, — найти потерпевших, оказать им первую помощь, деблокировать их и эвакуировать в безопасное место.
Фото Антона ВОЛКА.
Вот такой матрос-спасатель будет дежурить на пляжах Гурзуфа.