Разработку карьеров в урочище Артезиан вблизи с уникальным памятником истории и археологии приостановили. На время. Вопрос: брать песок или нет в этом месте, решится в ближайшее время, сообщает издание РИА «Новый День».
Как сообщил руководитель Артезианской археологической экспедиции, доктор исторических наук, профессор Московского педагогического госуниверситета Николай Винокуров, археологи всерьёз боятся, что пострадают не только древнее городище, но и плодородные земли, кроме того, единственный крупный естественный источник пресной воды в Восточном Крыму.
«На наших глазах трактор продрал некрополь, содрал 450 кв. м исторического слоя. А после этого по мягкому грунту проехали 40-тонные грузовики. Некоторые из них упали в пустоты. Приезжала местная полиция разбираться», – сообщил археолог.
По его словам, действия строителей противозаконны: «Они нарушают сразу несколько российских законов: ФЗ №73 (об объектах культурного наследия – прим. «НД), закон «О недрах». Перед началом работ они должны были провести разведку с шурфованием грунта, убедиться, что нет археологических и исторических объектов. Ничего сделано не было. Начались вскрышные работы. Нам в Госкомитете Крыма ещё год назад говорили, что карьеров на месте городища и некрополя не будет, а добывать песок начнут там, где ничего нет. В итоге только за 3 дня работы мы обнаружили 27 курганов, 4 древних поселения, какие попадают в зону потенциальных карьеров. А там, где сделали «вскрышку», если что-то и было, то всё уже под бульдозером. Также, сняли плодородный слой уникальных сельскохозяйственных земель от 40 см до 1 м 20 см», – рассказал Николай Винокуров.
Руководитель Артезианской археологической экспедиции сообщил, что учёные уже год борются против разработки карьеров. Местные жители также не в восторге от перспективы потенциального соседства с источником бесконечной пыли и шума. В прошлом году на конференции «История и археология Боспора» Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника была принята международная резолюция, под которой свои подписи поставили известные учёные. Но добыча песка для строительства трассы «Таврида» всё же началась.
«По слухам у них (строителей – прим. «НД») есть земельный отвод. Но непонятно, как Госкомитет мог это согласовать. Независимая экспертиза показала, что данный песок не пригоден для строительства. Он мелкодисперсный, перемешан с глиной. Ели его использовать для трассы «Таврида», то у трассы будут проблемы», – считает учёный.
По его словам, крымские чиновники приводят аргумент, что добыча песка в Артезиане удешевит возведение «Тавриды». «О каком удешевлении может идти речь, если будет уничтожен фактический музей под открытым небом, а местные жители лишаться источника пресной воды, который неизбежно исчезнет, если дренаж убрать? Тем более, что песок для строительства не годится», – недоумевает Винокуров.
По его словам, завтра в поселке Чистополье неподалеку от Артезиана пройдёт выездное заседание, на котором будет решаться судьба карьеров и исторического объекта.
В начале мая директор Восточно-Крымского заповедника Татьяна Умрихина раскритиковала намерение организовать карьер на территории античного городища. Позиция музейщиков наделала шума на самом верху. Была создана рабочая группа, а глава Крыма Сергей Аксёнов заявил, что «ничего в ущерб экологии или историческим объектам делаться не будет».