Ситуация, когда одной квартирой или домом в разных долях владеют разные люди, типична: приватизация в далёкие девяностые происходила на всех прописанных в доме или квартире, сообщает издание «Крымская газета».
Такие доли со временем имеют свойство «расползаться», а количество сособственников – увеличиваться. Например, после смерти не оставившего завещания совладельца количество дольщиков жилья может резко увеличиться, раздробившись по наследникам. И далеко не всегда сособственники находят общий язык, особенно в ситуации, когда доля одних намного больше долей других. При этом действующее законодательство не учитывает «удельного веса доли» при определении судьбы имущества – распоряжение им происходит по взаимному согласию совладельцев независимо от размера их долей.
Разумеется, сособственники могут заняться выделом своих долей в натуре и превратить их в самостоятельные объекты недвижимости. Тем не менее только в том случае, если есть соответствующая техническая возможность. А если её нет? Ведь нельзя же в натуре разделить квартиру даже между двумя дольщиками, а их бывает гораздо больше. Что тогда? Можно ли избавиться от сособственника без его согласия?
При определённых условиях можно, говорит Гражданский кодекс РФ. Если доля собственника незначительна, не может быть реально выделена и он не имеет существенного интереса в использовании общего имущества, суд может и при отсутствии согласия этого собственника обязать остальных участников долевой собственности выплатить ему компенсацию. Все три условия должны выполняться одновременно. С получением такой компенсации сособственник утрачивает право на долю в общем имуществе.
Разумеется, применение этого механизма судом допускается только в исключительных случаях и лишь в тех пределах, в каких это требуется для восстановления нарушенных прав и законных интересов других участников долевой собственности. Ведь случается, что собственники незначительных долей портят жизнь остальным исключительно «из принципа» – и именно на этот случай законодатель предусмотрел возможность защиты прав остальных совладельцев. Соответствующая судебная практика – на стороне добросовестных сособственников, и именно так на практике реализуется принцип, закреплённый в первой статье Гражданского кодекса РФ: «Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения». Особенно совладельцы недвижимости.